Искажённая информация. Барьеры коммуникации и искажение информации. Преграды, обусловленные восприятием

Манипуляции с информационным потоком – существует много способов манипулирования информацией для создания у человека ложной модели окружающей действительности. Некоторые из этих приемов мы рассмотрим отдельно.

Умолчание (сокрытие) – это передача неполной истинной информации, в результате жертва совершает ошибку. Человек утаивает какую-то информацию, не говоря при этом ничего такого, чтобы не соответствовало действительности. Не все считают, что умолчание и ложь – это одно и тоже, поэтому, если есть выбор как солгать, люди чаще предпочитают о чем-то промолчать, не говорить, нежели открыто искажать факты. У сокрытия много преимуществ. Во-первых, скрывать легче, чем подтасовывать факты. Ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из-за того, что вся "легенда" не отработана заранее. Сокрытие предпочтительнее еще и потому, что оно носит пассивный характер и кажется менее предосудительным, чем фальсификация. Его также можно много легче прикрыть впоследствии, если оно будет разоблачено. Человек не заходит слишком далеко. Есть много оправданий: незнание, желание сказать об этом позже, плохая память и т.д. Имитируя провал в памяти, искажающий информацию человек избегает необходимости запоминать "легенду": все, что нужно помнить, - это утверждение о плохой памяти. Но на потерю памяти можно ссылаться только, если речь идет о незначительных вещах или о чем-то, случившимся некоторое время назад, иначе это будет неправдоподобно.

Селекция – избирательный пропуск к жертве только выгодной обманщику информации.

В соперничестве с деловым партнером также гораздо проще бывает скрыть от него информацию, нежели оспаривать ее в полемике. Умение грамотно скрывать что-либо от своего оппонента является важнейшим слагаемым искусства дипломатии. Профессионализм полемиста и состоит в том, чтобы искусно уходить от правды, не прибегая при этом к откровенной лжи.

Передергивание – такой способ подачи информации, когда привлекается внимание только к фактам, наиболее выгодным для источника информации, это сознательное подчеркивание только одних сторон явления, выгодных обманщику. Сюда же можно отнести создание соответствующего оформления, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения.

Искажение – преуменьшение, преувеличение или нарушение пропорций. Типичный пример искажения пропорций передаваемой информации сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу "своей" позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же "другой" стороны – наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента. Можно также сравнивать заведомо неравноценные категории. Не специалисты этого даже не заметят.

Переворачивание – перемена местами, замена "черного" на "белое". Еще польский писатель-юморист Е. Лец писал: "Никогда не изменяйте правде! Изменяйте правду!" Это может быть подмена целей: когда свой интерес выдается за интерес другого человека. Вспомните, как красил забор Том Сойер ("Красить забор – это круто").

Фальсификация (подтасовка) – это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Это может быть лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов, документов и т.д.(1)

К ней приходится прибегать тогда, когда одного умолчания недостаточно. При фальсификации человек делает следующий шаг: не только утаивает правдивую информацию, но и подает ложную информацию как правдивую. Скрывается реальное положение дел и до партнера доносится заведомо ложная информация, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на несуществующие источники, на эксперименты и т.п.

В некоторых случаях неистинное сообщение с самого начала требует подтасовки, одного сокрытия недостаточно. Например, если надо исказить информацию о прежнем опыте работы, чтобы получить хорошее место при устройстве на работу. Нужно не только утаить неопытность, но и придумать подходящую трудовую биографию. Подтасовка также неизбежна, если нужно замаскировать то, что человеку необходимо скрыть. Это особенно необходимо, когда речь идет о сокрытии эмоций. Легко утаить уже пережитую эмоцию, и намного труднее – переживаемую в данный момент, особенно если это сильное чувство. Ужас скрыть труднее, чем беспокойство, ярость – чем раздражение.

Чаще всего человек терпит неудачу из-за того, что просачивается какой-нибудь признак скрываемой эмоции. Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность того, что какой-то ее признак просочится, несмотря на все попытки его скрыть. Имитация другой, непереживаемой эмоции может помочь замаскировать скрываемое переживание. Фальсифицируя эмоцию, можно прикрыть утечку признаков тайного переживания. Намного легче надеть личину, затормозить или погасить рядом других действий те, которые выражают переживаемую эмоцию. Когда руки начинают дрожать, то гораздо легче что-либо с ними сделать – сжать в кулаки или стиснуть их, - чем заставить спокойно лежать. Лучшая маска – это ложная эмоция. Чаще всего в качестве маски применяется улыбка. Она является противоположностью всем отрицательным эмоциям: страху, гневу, страданию, отвращению и т.д. Еще одна причина популярности улыбки как маски состоит в том, что это самое легкое для произвольного воспроизведения из всех мимических проявлений эмоций. Для большинства людей труднее фальсифицировать отрицательные эмоции. Но не всякая ситуация позволяет замаскировать переживаемую эмоцию. В некоторых случаях нужно решать гораздо более непростую задачу: как скрыть эмоцию, не фальсифицируя другую.

Ложное объяснение - человек также может не таить своих чувств, особенно если у него не получается это сделать, а солгать об их причине. Правдиво признавая переживаемую эмоцию, он вводит в заблуждение относительно причины ее появления.

Дезориентация – это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса. Сообщается все, что угодно, только не о сути дела. Широко используются такие виды дезориентации, как лесть и клевета. Этот прием особенно широко используется политическими лидерами.

Полуправда – это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией, смешивание лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточная и расплывчатая формулировка обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа: "Не помню, кто сказал…"; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т.п. Прием "полуправды" чаще всего используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить противника, когда необходимо вопреки здравому смыслу, склонить кого-то к определенному выводу. Говорится правда, но только частично.

Подбрасывание ложных доказательств – известно, что люди намного больше доверяют идеям, которые возникли в их собственных головах, нежели тем мыслям, которые исходят от другого человека. Поэтому опытные обманщики всегда стараются избегать прямого давления на жертвы, предпочитая косвенное, ненавязчивое воздействие на его образ мыслей. Для этого они вроде бы случайно подбрасывают ему определенную информацию, выводы их которой он должен сделать сам. При грамотной подаче определенных фактов человек должен сам сделать именно те выводы, на которые и рассчитывает обманщик. При этом важно, чтобы был соблюден принцип: доказательства должны быть подброшены вроде бы случайно, косвенно, только тогда они не вызывают подозрения. Отсюда напрашивается вывод: получив доказательства чье-то вины, подумайте, существуют ли люди, для которых благоприятно такое развитие событий. Возможно, что эти сведения появились у вас далеко не случайно.

Создание "несуществующей реальности" – при помощи мелких, но выразительных деталей вокруг жертвы создается уголок фальшивого пространства, который должен придать словам и действиям мошенников особую убедительность.

Маскировка(2) – представляет попытку скрыть какую-либо существенную информацию с помощью какой-то несущественной информации. Имеется четыре основных варианта маскировки:

Маскировка существенной лжи несущественной ложью.

Маскировка существенной истины несущественной ложью.

Маскировка существенной лжи несущественной истиной.

Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.

Ложный вывод - еще один прием, позволяющий избежать произнесения неправды. Заключается в том, чтобы позволить собеседнику сделать вывод из сказанного самому, но при этом подвести его к тому, чтобы этот вывод был ложным.

Ложная интерпретация - на логическом уровне связана с умением внедрить в сознание некоторые ложные посылки. Для их внедрения используют такие приемы, как "презумпция нормальности": сообщение большого количества истинных и доступных проверке суждений, среди которых лишь одно суждение ложное. В силу этого обнаружить неистинное суждение довольно трудно

Изменение контекста – приводится случай из жизни, который был в действительности. Но этот случай переносится в рамки другого контекста. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данному случаю, что создает иллюзию правдивости рассказа. Отпадает необходимость что-то сочинять и специально запоминать.

Эффект обманутого ожидания: на нем основывается успешное искажение информации. Человек, которого обманывают, учитывая полученную правдивую информацию, прогнозирует развитие событий в наиболее вероятном направлении, а искажающий информацию человек поступает так, что нарушает его ожидания. Цель неистинного сообщения в том и состоит, чтобы направить мышление собеседника по пути актуализации часто встречающихся знакомых ситуаций. Обманутый всегда является невольным соучастником обмана: он жертва собственных неадекватных представлений о действительности. Также обманщики могут использовать истинную информацию, провоцируя собеседника на ошибочные выводы из нее.

Обман "от противного" – поймал волк зайца. И просит его заяц: "Делай со мной что хочешь, даже съешь меня, только не бросай в терновый куст". "Если он так этого боится, - подумал волк, - то я его туда и брошу". Так умный заяц обманул глупого волка.

Сообщение правды под видом обмана - другой родственный метод – сказать правду, но с передержками, так, чтобы жертва не поверила ей, т.е. сказать правду лживо. Отто фон Бисмарк говорил: "Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду". Обман при помощи правды – редкая форма надувательства. Он очень хорошо срабатывает. Главное же, люди, как правило, не ожидают такой наглости. Правда, здесь необходимо либо хорошо уметь владеть собой, либо быть хорошим артистом.

Обманывают тех, кто хочет обмануться. Во многих случаях жертва обмана упускает ошибки человека, искажающего информацию, давая его двусмысленному поведению наиболее благоприятное истолкование. Это делается во избежание ужасных последствий, которые может повлечь разоблачение. Часто жертва одновременно и выигрывает, и проигрывает от неистинной информации или от ее разоблачения, но эти результаты не обязательно уравновешены.

Обман путем перестановки – когда потенциальную жертву заставляют примерить на себя роль обманщика. В результате различных психологических манипуляций жертве начинает казаться, что это он обманывает других, настоящие же мошенники до определенного момента старательно поддерживают эту иллюзию. И только в финале все встает на свои места.

В любом случае ключевым пунктом в анализе истинно данное сообщение или нет, является определение мотивов субъекта, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах.

Пожалуй, одним из самых главных моментов в понимании человека человеком и распознании возможного обмана с его стороны является определение его мотивов. Подумайте: существует ли какая-то причина или какой-то интерес у этого конкретного человека умолчать о каких-либо фактах или же вовсе изменить их. Недаром в милиции при раскрытии преступлений всегда задаются вопросом: кому это выгодно? Если вы собираетесь заключить какую-то торговую сделку с партнером, возможно, стоит более внимательно прочитать текст договора, особенно то, что написано в нем мелким шрифтом. А еще лучше составить текст самому, чтобы не было недоразумений.

ЛЕКЦИЯ 4. ПРЕДПОСЫЛКИ, СПОСОБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Учебные вопросы:

1. Предпосылки для оказания информационных воздействий.

2. Виды и приемы искажения информации.

3. Феномен клипового мышления человека.

4. Феномен консциентальной войны.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Окружающая человека среда очень способствует информационным войнам в силу произошедших кардинальных изменении. Информация обесценивается ускоренными темпами. На сегодняшний день в социальных сетях примерно 95% информации - шлак. Например, в русскоязычном сегменте Twitter примерно 7-8 млн аккаунтов. «Живых» из них - 1-1,5 млн, это те, что вообще выходят в эфир. Из них примерно 500-700 тыс ботов. Примерно 4-5 млн сообщений в день в русскоязычном Twitter на 95% состоят только из перепостов. Люди ничего не добавляют от себя, они просто распространяют .

Наблюдается еще одна тенденция в русскоязычном сегменте интернета - это миграция из ЖЖ в Facebook. Средний пост в Facebook в пять раз меньше, чем в ЖЖ. Люди привыкают к очень короткому обмену информацией. Пост в Facebook сразу тонет, и найти в нем запись недельной давности нереально. Социальные сети не предназначены для хранения контента. В ЖЖ вы можете почитать, что там было в 2003 году и даже прокомментировать. В Facebook этого нельзя делать - пользователи помнят только то, что происходило сегодня или вчера. Возникает беспамятность. Аудитория быстро глупеет и становится легко управляемой .

Например, часто в Facebook или в Twitter то и дело вбрасываются фальшивые сообщения о смерти известных людей. И каждый раз люди верят. Пользователи социальных сетей на все реагируют так, будто сталкиваются с этим впервые. Как будто они находятся в трансе и у них нет памяти. И среди этих людей действуют холодные профессионалы, которые вбрасывают в основном коммерческий спам. Берут популярный тег, дописывают к нему рекламный текст и попадают в тренды. А на время выборов точно также распространяют политическую пропаганду.

Например в США есть довольно сильные информационные ресурсы - раньше это был CNN и тому подобные источники, а теперь инициативу перехватили Wikileaks. По сути это американская информационная пушка. Несколько сотен крупнейших мировых СМИ стоят в низкой стойке, готовые перепечатать все, что будет вброшено в Wikileaks.

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Существует много способов манипулирования информацией для создания у человека ложного представления об окружающей действительности. Рассмотрим некоторые из этих приемов :

Умолчание (сокрытие) – это передача неполной истинной информации, в результате жертва совершает ошибку. Человек утаивает какую-то информацию, не говоря при этом ничего такого, чтобы не соответствовало действительности. Не все считают, что умолчание и ложь – это одно и тоже, поэтому, если есть выбор как солгать, люди чаще предпочитают о чем-то промолчать, не говорить, нежели открыто искажать факты. У сокрытия много преимуществ .

Во-первых , скрывать легче, чем подтасовывать факты. Ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из-за того, что вся "легенда" не отработана заранее. Сокрытие предпочтительнее еще и потому, что оно носит пассивный характер и кажется менее предосудительным, чем фальсификация. Его также можно много легче прикрыть впоследствии, если оно будет разоблачено. Человек не заходит слишком далеко. Есть много оправданий: незнание, желание сказать об этом позже, плохая память и т.д. Имитируя провал в памяти, искажающий информацию человек избегает необходимости запоминать "легенду": все, что нужно помнить, - это утверждение о плохой памяти. Но на потерю памяти можно ссылаться только, если речь идет о незначительных вещах или о чем-то, случившимся некоторое время назад, иначе это будет неправдоподобно.

Селекция – избирательный пропуск к жертве только выгодной обманщику информации. В соперничестве с деловым партнером также гораздо проще бывает скрыть от него информацию, нежели оспаривать ее в полемике. Умение грамотно скрывать что-либо от своего оппонента является важнейшим слагаемым искусства дипломатии. Профессионализм полемиста и состоит в том, чтобы искусно уходить от правды, не прибегая при этом к откровенной лжи .

Передергивание – такой способ подачи информации, когда привлекается внимание только к фактам, наиболее выгодным для источника информации, это сознательное подчеркивание только одних сторон явления, выгодных обманщику. Сюда же можно отнести создание соответствующего оформления, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения.

Искажение – преуменьшение, преувеличение или нарушение пропорций. Типичный пример искажения пропорций передаваемой информации сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу "своей" позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же "другой" стороны – наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента. Можно также сравнивать заведомо неравноценные категории. Не специалисты этого даже не заметят.

Переворачивание – перемена местами, замена "черного" на "белое". Еще польский писатель-юморист Е. Лец писал: "Никогда не изменяйте правде! Изменяйте правду!" Это может быть подмена целей: когда свой интерес выдается за интерес другого человека. Вспомните, как красил забор Том Сойер ("Красить забор – это круто").

Фальсификация (подтасовка) – это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Это может быть лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов, документов и т.д. К ней приходится прибегать тогда, когда одного умолчания недостаточно. При фальсификации человек делает следующий шаг: не только утаивает правдивую информацию, но и подает ложную информацию как правдивую. Скрывается реальное положение дел и до партнера доносится заведомо ложная информация, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на несуществующие источники, на эксперименты и т.п.

В некоторых случаях неистинное сообщение с самого начала требует подтасовки, одного сокрытия недостаточно. Например, если надо исказить информацию о прежнем опыте работы, чтобы получить хорошее место при устройстве на работу. Нужно не только утаить неопытность, но и придумать подходящую трудовую биографию. Подтасовка также неизбежна, если нужно замаскировать то, что человеку необходимо скрыть. Это особенно необходимо, когда речь идет о сокрытии эмоций. Легко утаить уже пережитую эмоцию, и намного труднее – переживаемую в данный момент, особенно если это сильное чувство. Ужас скрыть труднее, чем беспокойство, ярость – чем раздражение.

Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность того, что какой-то ее признак просочится , несмотря на все попытки его скрыть. Имитация другой, непереживаемой эмоции может помочь замаскировать скрываемое переживание. Фальсифицируя эмоцию, можно прикрыть утечку признаков тайного переживания. Намного легче надеть личину, затормозить или погасить рядом других действий те, которые выражают переживаемую эмоцию. Когда руки начинают дрожать, то гораздо легче что-либо с ними сделать – сжать в кулаки или стиснуть их, - чем заставить спокойно лежать.

Лучшая маска – это ложная эмоция. Чаще всего в качестве маски применяется улыбка. Она является противоположностью всем отрицательным эмоциям: страху, гневу, страданию, отвращению и т.д. Еще одна причина популярности улыбки как маски состоит в том, что это самое легкое для произвольного воспроизведения из всех мимических проявлений эмоций. Для большинства людей труднее фальсифицировать отрицательные эмоции. Но не всякая ситуация позволяет замаскировать переживаемую эмоцию. В некоторых случаях нужно решать гораздо более непростую задачу: как скрыть эмоцию, не фальсифицируя другую.

Ложное объяснение - человек также может не таить своих чувств, особенно если у него не получается это сделать, а солгать об их причине. Правдиво признавая переживаемую эмоцию, он вводит в заблуждение относительно причины ее появления.

Дезориентация – это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса. Сообщается все, что угодно, только не о сути дела. Широко используются такие виды дезориентации, как лесть и клевета. Этот прием особенно широко используется политическими лидерами.

Полуправда – это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией, смешивание лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточная и расплывчатая формулировка обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа: "Не помню, кто сказал…"; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т.п. Прием "полуправды" чаще всего используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить противника, когда необходимо вопреки здравому смыслу, склонить кого-то к определенному выводу. Говорится правда, но только частично.

Подбрасывание ложных доказательств – известно, что люди намного больше доверяют идеям, которые возникли в их собственных головах, нежели тем мыслям, которые исходят от другого человека. Поэтому опытные обманщики всегда стараются избегать прямого давления на жертвы, предпочитая косвенное, ненавязчивое воздействие на его образ мыслей. Для этого они вроде бы случайно подбрасывают ему определенную информацию, выводы их которой он должен сделать сам. При грамотной подаче определенных фактов человек должен сам сделать именно те выводы, на которые и рассчитывает обманщик. При этом важно, чтобы был соблюден принцип: доказательства должны быть подброшены вроде бы случайно, косвенно, только тогда они не вызывают подозрения. Отсюда напрашивается вывод: получив доказательства чьей-то вины, подумайте, существуют ли люди, для которых благоприятно такое развитие событий. Возможно, что эти сведения появились у вас далеко не случайно.

Создание "несуществующей реальности" – при помощи мелких, но выразительных деталей вокруг жертвы создается уголок фальшивого пространства, который должен придать словам и действиям мошенников особую убедительность.

Маскировка – представляет попытку скрыть какую-либо существенную информацию с помощью какой-то несущественной информации. Имеется четыре основных варианта маскировки:

· - Маскировка существенной лжи несущественной ложью.

· - Маскировка существенной истины несущественной ложью.

· - Маскировка существенной лжи несущественной истиной.

· - Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.

Ложный вывод - еще один прием, позволяющий избежать произнесения неправды. Заключается в том, чтобы позволить собеседнику сделать вывод из сказанного самому, но при этом подвести его к тому, чтобы этот вывод был ложным.

Ложная интерпретация - на логическом уровне связана с умением внедрить в сознание некоторые ложные посылки. Для их внедрения используют такие приемы, как "презумпция нормальности": сообщение большого количества истинных и доступных проверке суждений, среди которых лишь одно суждение ложное. В силу этого обнаружить неистинное суждение довольно трудно.

Изменение контекста – приводится случай из жизни, который был в действительности. Но этот случай переносится в рамки другого контекста. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данному случаю, что создает иллюзию правдивости рассказа. Отпадает необходимость что-то сочинять и специально запоминать.

Эффект обманутого ожидания: на нем основывается успешное искажение информации. Человек, которого обманывают, учитывая полученную правдивую информацию, прогнозирует развитие событий в наиболее вероятном направлении, а искажающий информацию человек поступает так, что нарушает его ожидания. Цель неистинного сообщения в том и состоит, чтобы направить мышление собеседника по пути актуализации часто встречающихся знакомых ситуаций. Обманутый всегда является невольным соучастником обмана: он жертва собственных неадекватных представлений о действительности. Также обманщики могут использовать истинную информацию, провоцируя собеседника на ошибочные выводы из нее.

Обман "от противного" – поймал волк зайца. И просит его заяц: "Делай со мной что хочешь, даже съешь меня, только не бросай в терновый куст". "Если он так этого боится, - подумал волк, - то я его туда и брошу". Так умный заяц обманул глупого волка.

Сообщение правды под видом обмана - другой родственный метод – сказать правду, но с передержками, так, чтобы жертва не поверила ей, т.е. сказать правду лживо. Отто фон Бисмарк говорил: "Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду". Обман при помощи правды – редкая форма надувательства. Он очень хорошо срабатывает. Главное же, люди, как правило, не ожидают такой наглости. Правда, здесь необходимо либо хорошо уметь владеть собой, либо быть хорошим артистом.

Обманывают тех, кто хочет обмануться. Во многих случаях жертва обмана упускает ошибки человека, искажающего информацию, давая его двусмысленному поведению наиболее благоприятное истолкование. Это делается во избежание ужасных последствий, которые может повлечь разоблачение. Часто жертва одновременно и выигрывает, и проигрывает от неистинной информации или от ее разоблачения, но эти результаты не обязательно уравновешены.

Обман путем перестановки – когда потенциальную жертву заставляют примерить на себя роль обманщика. В результате различных психологических манипуляций жертве начинает казаться, что это он обманывает других, настоящие же мошенники до определенного момента старательно поддерживают эту иллюзию. И только в финале все встает на свои места.

В любом случае ключевым пунктом в анализе истинно данное сообщение или нет, является определение мотивов субъекта, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах.

Пожалуй, одним из самых главных моментов в понимании человека человеком и распознании возможного обмана с его стороны является определение его мотивов. Подумайте: существует ли какая-то причина или какой-то интерес у этого конкретного человека умолчать о каких-либо фактах или же вовсе изменить их. Недаром в милиции при раскрытии преступлений всегда задаются вопросом: кому это выгодно? Если вы собираетесь заключить какую-то торговую сделку с партнером, возможно, стоит более внимательно прочитать текст договора, особенно то, что написано в нем мелким шрифтом. А еще лучше составить текст самому, чтобы не было недоразумений.


Похожая информация.



йУЛБЦЕОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ. рТПВМЕНЩ ДЕМПЧПЗП ПВЭЕОЙС.

юБУФШ 2.

нПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ РТЙЕНЩ ЙУЛБЦЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. дБЧБКФЕ ПУФБОПЧЙНУС ОБ ОЙИ ВПМЕЕ РПДТПВОП.

нБОЙРХМСГЙЙ У ЙОЖПТНБГЙПООЩН РПФПЛПН - УХЭЕУФЧХЕФ НОПЗП УРПУПВПЧ НБОЙРХМЙТПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЕК ДМС УПЪДБОЙС Х ЮЕМПЧЕЛБ МПЦОПК НПДЕМЙ ПЛТХЦБАЭЕК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФЙИ РТЙЕНПЧ НЩ ТБУУНПФТЙН ПФДЕМШОП.

хНПМЮБОЙЕ (УПЛТЩФЙЕ) - ЬФП РЕТЕДБЮБ ОЕРПМОПК ЙУФЙООПК ЙОЖПТНБГЙЙ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЦЕТФЧБ УПЧЕТЫБЕФ ПЫЙВЛХ. юЕМПЧЕЛ ХФБЙЧБЕФ ЛБЛХА-ФП ЙОЖПТНБГЙА, ОЕ ЗПЧПТС РТЙ ЬФПН ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФПВЩ ОЕ УППФЧЕФУФЧПЧБМП ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. оЕ ЧУЕ УЮЙФБАФ, ЮФП ХНПМЮБОЙЕ Й МПЦШ - ЬФП ПДОП Й ФПЦЕ, РПЬФПНХ, ЕУМЙ ЕУФШ ЧЩВПТ ЛБЛ УПМЗБФШ, МАДЙ ЮБЭЕ РТЕДРПЮЙФБАФ П ЮЕН-ФП РТПНПМЮБФШ, ОЕ ЗПЧПТЙФШ, ОЕЦЕМЙ ПФЛТЩФП ЙУЛБЦБФШ ЖБЛФЩ. х УПЛТЩФЙС НОПЗП РТЕЙНХЭЕУФЧ. чП-РЕТЧЩИ, УЛТЩЧБФШ МЕЗЮЕ, ЮЕН РПДФБУПЧЩЧБФШ ЖБЛФЩ. оЙЮЕЗП ОЕ ОХЦОП ЧЩДХНЩЧБФШ. оЕФ ТЙУЛБ РПРБУФШУС ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ЧУС "МЕЗЕОДБ" ОЕ ПФТБВПФБОБ ЪБТБОЕЕ. уПЛТЩФЙЕ РТЕДРПЮФЙФЕМШОЕЕ ЕЭЕ Й РПФПНХ, ЮФП ПОП ОПУЙФ РБУУЙЧОЩК ИБТБЛФЕТ Й ЛБЦЕФУС НЕОЕЕ РТЕДПУХДЙФЕМШОЩН, ЮЕН ЖБМШУЙЖЙЛБГЙС. еЗП ФБЛЦЕ НПЦОП НОПЗП МЕЗЮЕ РТЙЛТЩФШ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ, ЕУМЙ ПОП ВХДЕФ ТБЪПВМБЮЕОП. юЕМПЧЕЛ ОЕ ЪБИПДЙФ УМЙЫЛПН ДБМЕЛП. еУФШ НОПЗП ПРТБЧДБОЙК: ОЕЪОБОЙЕ, ЦЕМБОЙЕ УЛБЪБФШ ПВ ЬФПН РПЪЦЕ, РМПИБС РБНСФШ Й Ф.Д. йНЙФЙТХС РТПЧБМ Ч РБНСФЙ, ЙУЛБЦБАЭЙК ЙОЖПТНБГЙА ЮЕМПЧЕЛ ЙЪВЕЗБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЪБРПНЙОБФШ "МЕЗЕОДХ": ЧУЕ, ЮФП ОХЦОП РПНОЙФШ, - ЬФП ХФЧЕТЦДЕОЙЕ П РМПИПК РБНСФЙ. оП ОБ РПФЕТА РБНСФЙ НПЦОП УУЩМБФШУС ФПМШЛП, ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЧЕЭБИ ЙМЙ П ЮЕН-ФП, УМХЮЙЧЫЙНУС ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ОБЪБД, ЙОБЮЕ ЬФП ВХДЕФ ОЕРТБЧДПРПДПВОП.

уЕМЕЛГЙС - ЙЪВЙТБФЕМШОЩК РТПРХУЛ Л ЦЕТФЧЕ ФПМШЛП ЧЩЗПДОПК ПВНБОЭЙЛХ ЙОЖПТНБГЙЙ.

ч УПРЕТОЙЮЕУФЧЕ У ДЕМПЧЩН РБТФОЕТПН ФБЛЦЕ ЗПТБЪДП РТПЭЕ ВЩЧБЕФ УЛТЩФШ ПФ ОЕЗП ЙОЖПТНБГЙА, ОЕЦЕМЙ ПУРБТЙЧБФШ ЕЕ Ч РПМЕНЙЛЕ. хНЕОЙЕ ЗТБНПФОП УЛТЩЧБФШ ЮФП-МЙВП ПФ УЧПЕЗП ПРРПОЕОФБ СЧМСЕФУС ЧБЦОЕКЫЙН УМБЗБЕНЩН ЙУЛХУУФЧБ ДЙРМПНБФЙЙ. рТПЖЕУУЙПОБМЙЪН РПМЕНЙУФБ Й УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ЙУЛХУОП ХИПДЙФШ ПФ РТБЧДЩ, ОЕ РТЙВЕЗБС РТЙ ЬФПН Л ПФЛТПЧЕООПК МЦЙ.

рЕТЕДЕТЗЙЧБОЙЕ - ФБЛПК УРПУПВ РПДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПЗДБ РТЙЧМЕЛБЕФУС ЧОЙНБОЙЕ ФПМШЛП Л ЖБЛФБН, ОБЙВПМЕЕ ЧЩЗПДОЩН ДМС ЙУФПЮОЙЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЬФП УПЪОБФЕМШОПЕ РПДЮЕТЛЙЧБОЙЕ ФПМШЛП ПДОЙИ УФПТПО СЧМЕОЙС, ЧЩЗПДОЩИ ПВНБОЭЙЛХ. уАДБ ЦЕ НПЦОП ПФОЕУФЙ УПЪДБОЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ПЖПТНМЕОЙС, ЛПФПТПЕ РТЕРПДОПУЙФ ЧПРТПУ РПД ПРТЕДЕМЕООЩН ХЗМПН ЪТЕОЙС.

йУЛБЦЕОЙЕ - РТЕХНЕОШЫЕОЙЕ, РТЕХЧЕМЙЮЕОЙЕ ЙМЙ ОБТХЫЕОЙЕ РТПРПТГЙК. фЙРЙЮОЩК РТЙНЕТ ЙУЛБЦЕОЙС РТПРПТГЙК РЕТЕДБЧБЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ УЧПДЛЙ У НЕУФ ВПЕЧ. бНЕТЙЛБОУЛЙК РУЙИПМПЗ ж. вБФМЕТ РТЕДМПЦЙМ РТПУФПК ЧБТЙБОФ ЧОЕЫОЕ ПВЯЕЛФЙЧОПК ДЧХУФПТПООЕК БТЗХНЕОФБГЙЙ: ПО УПЧЕФПЧБМ РТЙЧПДЙФШ Ч РПМШЪХ "УЧПЕК" РПЪЙГЙЙ ОБЙВПМЕЕ УЙМШОЩЕ, ХВЕДЙФЕМШОЩЕ БТЗХНЕОФЩ, Ч РПМШЪХ ЦЕ "ДТХЗПК" УФПТПОЩ - ОБЙВПМЕЕ УМБВЩЕ. фБЛ НПЦОП РПЛБЪБФШ ОЕУПУФПСФЕМШОПУФШ МАВПЗП ПРРПОЕОФБ. нПЦОП ФБЛЦЕ УТБЧОЙЧБФШ ЪБЧЕДПНП ОЕТБЧОПГЕООЩЕ ЛБФЕЗПТЙЙ. оЕ УРЕГЙБМЙУФЩ ЬФПЗП ДБЦЕ ОЕ ЪБНЕФСФ.

рЕТЕЧПТБЮЙЧБОЙЕ - РЕТЕНЕОБ НЕУФБНЙ, ЪБНЕОБ "ЮЕТОПЗП" ОБ "ВЕМПЕ". еЭЕ РПМШУЛЙК РЙУБФЕМШ-АНПТЙУФ е. мЕГ РЙУБМ: "оЙЛПЗДБ ОЕ ЙЪНЕОСКФЕ РТБЧДЕ! йЪНЕОСКФЕ РТБЧДХ!" ьФП НПЦЕФ ВЩФШ РПДНЕОБ ГЕМЕК: ЛПЗДБ УЧПК ЙОФЕТЕУ ЧЩДБЕФУС ЪБ ЙОФЕТЕУ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. чУРПНОЙФЕ, ЛБЛ ЛТБУЙМ ЪБВПТ фПН уПКЕТ ("лТБУЙФШ ЪБВПТ - ЬФП ЛТХФП").

жБМШУЙЖЙЛБГЙС (РПДФБУПЧЛБ) - ЬФП РЕТЕДБЮБ ЪБЧЕДПНП МПЦОПК ЙОЖПТНБГЙЙ РП УХЭЕУФЧХ ТБУУНБФТЙЧБЕНПЗП ЧПРТПУБ. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ МЦЕУЧЙДЕФЕМШУФЧП, ЖБМШЫЙЧЩЕ ЪБСЧМЕОЙС Й ПРТПЧЕТЦЕОЙС, ЖБВТЙЛБГЙС ЖБЛФПЧ, ДПЛХНЕОФПЧ Й Ф.Д.(1)

л ОЕК РТЙИПДЙФУС РТЙВЕЗБФШ ФПЗДБ, ЛПЗДБ ПДОПЗП ХНПМЮБОЙС ОЕДПУФБФПЮОП. рТЙ ЖБМШУЙЖЙЛБГЙЙ ЮЕМПЧЕЛ ДЕМБЕФ УМЕДХАЭЙК ЫБЗ: ОЕ ФПМШЛП ХФБЙЧБЕФ РТБЧДЙЧХА ЙОЖПТНБГЙА, ОП Й РПДБЕФ МПЦОХА ЙОЖПТНБГЙА ЛБЛ РТБЧДЙЧХА. уЛТЩЧБЕФУС ТЕБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ДЕМ Й ДП РБТФОЕТБ ДПОПУЙФУС ЪБЧЕДПНП МПЦОБС ЙОЖПТНБГЙС, ЛПФПТБС НПЦЕФ ВЩФШ РТЕДУФБЧМЕОБ Ч ЧЙДЕ ЖБМШЫЙЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УУЩМПЛ ОБ ОЕУХЭЕУФЧХАЭЙЕ ЙУФПЮОЙЛЙ, ОБ ЬЛУРЕТЙНЕОФЩ Й Ф.Р.

ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ОЕЙУФЙООПЕ УППВЭЕОЙЕ У УБНПЗП ОБЮБМБ ФТЕВХЕФ РПДФБУПЧЛЙ, ПДОПЗП УПЛТЩФЙС ОЕДПУФБФПЮОП. оБРТЙНЕТ, ЕУМЙ ОБДП ЙУЛБЪЙФШ ЙОЖПТНБГЙА П РТЕЦОЕН ПРЩФЕ ТБВПФЩ, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ИПТПЫЕЕ НЕУФП РТЙ ХУФТПКУФЧЕ ОБ ТБВПФХ. оХЦОП ОЕ ФПМШЛП ХФБЙФШ ОЕПРЩФОПУФШ, ОП Й РТЙДХНБФШ РПДИПДСЭХА ФТХДПЧХА ВЙПЗТБЖЙА. рПДФБУПЧЛБ ФБЛЦЕ ОЕЙЪВЕЦОБ, ЕУМЙ ОХЦОП ЪБНБУЛЙТПЧБФШ ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛХ ОЕПВИПДЙНП УЛТЩФШ. ьФП ПУПВЕООП ОЕПВИПДЙНП, ЛПЗДБ ТЕЮШ ЙДЕФ П УПЛТЩФЙЙ ЬНПГЙК. мЕЗЛП ХФБЙФШ ХЦЕ РЕТЕЦЙФХА ЬНПГЙА, Й ОБНОПЗП ФТХДОЕЕ - РЕТЕЦЙЧБЕНХА Ч ДБООЩК НПНЕОФ, ПУПВЕООП ЕУМЙ ЬФП УЙМШОПЕ ЮХЧУФЧП. хЦБУ УЛТЩФШ ФТХДОЕЕ, ЮЕН ВЕУРПЛПКУФЧП, СТПУФШ - ЮЕН ТБЪДТБЦЕОЙЕ.

юБЭЕ ЧУЕЗП ЮЕМПЧЕЛ ФЕТРЙФ ОЕХДБЮХ ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП РТПУБЮЙЧБЕФУС ЛБЛПК-ОЙВХДШ РТЙЪОБЛ УЛТЩЧБЕНПК ЬНПГЙЙ. юЕН УЙМШОЕЕ ЬНПГЙС, ФЕН ВПМШЫЕ ЧЕТПСФОПУФШ ФПЗП, ЮФП ЛБЛПК-ФП ЕЕ РТЙЪОБЛ РТПУПЮЙФУС, ОЕУНПФТС ОБ ЧУЕ РПРЩФЛЙ ЕЗП УЛТЩФШ. йНЙФБГЙС ДТХЗПК, ОЕРЕТЕЦЙЧБЕНПК ЬНПГЙЙ НПЦЕФ РПНПЮШ ЪБНБУЛЙТПЧБФШ УЛТЩЧБЕНПЕ РЕТЕЦЙЧБОЙЕ. жБМШУЙЖЙГЙТХС ЬНПГЙА, НПЦОП РТЙЛТЩФШ ХФЕЮЛХ РТЙЪОБЛПЧ ФБКОПЗП РЕТЕЦЙЧБОЙС. оБНОПЗП МЕЗЮЕ ОБДЕФШ МЙЮЙОХ, ЪБФПТНПЪЙФШ ЙМЙ РПЗБУЙФШ ТСДПН ДТХЗЙИ ДЕКУФЧЙК ФЕ, ЛПФПТЩЕ ЧЩТБЦБАФ РЕТЕЦЙЧБЕНХА ЬНПГЙА. лПЗДБ ТХЛЙ ОБЮЙОБАФ ДТПЦБФШ, ФП ЗПТБЪДП МЕЗЮЕ ЮФП-МЙВП У ОЙНЙ УДЕМБФШ - УЦБФШ Ч ЛХМБЛЙ ЙМЙ УФЙУОХФШ ЙИ, - ЮЕН ЪБУФБЧЙФШ УРПЛПКОП МЕЦБФШ. мХЮЫБС НБУЛБ - ЬФП МПЦОБС ЬНПГЙС. юБЭЕ ЧУЕЗП Ч ЛБЮЕУФЧЕ НБУЛЙ РТЙНЕОСЕФУС ХМЩВЛБ. пОБ СЧМСЕФУС РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША ЧУЕН ПФТЙГБФЕМШОЩН ЬНПГЙСН: УФТБИХ, ЗОЕЧХ, УФТБДБОЙА, ПФЧТБЭЕОЙА Й Ф.Д. еЭЕ ПДОБ РТЙЮЙОБ РПРХМСТОПУФЙ ХМЩВЛЙ ЛБЛ НБУЛЙ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ЬФП УБНПЕ МЕЗЛПЕ ДМС РТПЙЪЧПМШОПЗП ЧПУРТПЙЪЧЕДЕОЙС ЙЪ ЧУЕИ НЙНЙЮЕУЛЙИ РТПСЧМЕОЙК ЬНПГЙК. дМС ВПМШЫЙОУФЧБ МАДЕК ФТХДОЕЕ ЖБМШУЙЖЙГЙТПЧБФШ ПФТЙГБФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ. оП ОЕ ЧУСЛБС УЙФХБГЙС РПЪЧПМСЕФ ЪБНБУЛЙТПЧБФШ РЕТЕЦЙЧБЕНХА ЬНПГЙА. ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ОХЦОП ТЕЫБФШ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ОЕРТПУФХА ЪБДБЮХ: ЛБЛ УЛТЩФШ ЬНПГЙА, ОЕ ЖБМШУЙЖЙГЙТХС ДТХЗХА.

мПЦОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ - ЮЕМПЧЕЛ ФБЛЦЕ НПЦЕФ ОЕ ФБЙФШ УЧПЙИ ЮХЧУФЧ, ПУПВЕООП ЕУМЙ Х ОЕЗП ОЕ РПМХЮБЕФУС ЬФП УДЕМБФШ, Б УПМЗБФШ ПВ ЙИ РТЙЮЙОЕ. рТБЧДЙЧП РТЙЪОБЧБС РЕТЕЦЙЧБЕНХА ЬНПГЙА, ПО ЧЧПДЙФ Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ ПФОПУЙФЕМШОП РТЙЮЙОЩ ЕЕ РПСЧМЕОЙС.

дЕЪПТЙЕОФБГЙС - ЬФП РЕТЕДБЮБ ОЕ ПФОПУСЭЕКУС Л ДЕМХ ЙУФЙООПК ЙМЙ МПЦОПК ЙОЖПТНБГЙЙ У ГЕМША ПФЧМЕЮШ ПФ УХЭЕУФЧБ ТБУУНБФТЙЧБЕНПЗП ЧПРТПУБ. уППВЭБЕФУС ЧУЕ, ЮФП ХЗПДОП, ФПМШЛП ОЕ П УХФЙ ДЕМБ. ыЙТПЛП ЙУРПМШЪХАФУС ФБЛЙЕ ЧЙДЩ ДЕЪПТЙЕОФБГЙЙ, ЛБЛ МЕУФШ Й ЛМЕЧЕФБ. ьФПФ РТЙЕН ПУПВЕООП ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХЕФУС РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ МЙДЕТБНЙ.

рПМХРТБЧДБ - ЬФП УНЕЫЕОЙЕ УХЭЕУФЧЕООПК ЙУФЙООПК ЙОЖПТНБГЙЙ У УХЭЕУФЧЕООПК МПЦОПК ЙОЖПТНБГЙЕК, УНЕЫЙЧБОЙЕ МЦЙ Й ДПУФПЧЕТОПК ЙОЖПТНБГЙЙ; ПДОПУФПТПООЕЕ ПУЧЕЭЕОЙЕ ЖБЛФПЧ; ОЕФПЮОБС Й ТБУРМЩЧЮБФБС ЖПТНХМЙТПЧЛБ ПВУХЦДБЕНЩИ РПМПЦЕОЙК; УУЩМЛЙ ОБ ЙУФПЮОЙЛЙ У ПЗПЧПТЛПК ФЙРБ: "оЕ РПНОА, ЛФП УЛБЪБМ:"; ЙУЛБЦЕОЙЕ ДПУФПЧЕТОПЗП ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС У РПНПЭША ПГЕОПЮОЩИ УХЦДЕОЙК Й Ф.Р. рТЙЕН "РПМХРТБЧДЩ" ЮБЭЕ ЧУЕЗП ЙУРПМШЪХЕФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕПВИПДЙНП ХКФЙ ПФ ОЕЦЕМБФЕМШОПЗП РПЧПТПФБ УРПТБ, ЛПЗДБ ОЕФ ДПУФПЧЕТОЩИ БТЗХНЕОФПЧ, ОП ОБДП ОЕРТЕНЕООП ПУРПТЙФШ РТПФЙЧОЙЛБ, ЛПЗДБ ОЕПВИПДЙНП ЧПРТЕЛЙ ЪДТБЧПНХ УНЩУМХ, УЛМПОЙФШ ЛПЗП-ФП Л ПРТЕДЕМЕООПНХ ЧЩЧПДХ. зПЧПТЙФУС РТБЧДБ, ОП ФПМШЛП ЮБУФЙЮОП.

рПДВТБУЩЧБОЙЕ МПЦОЩИ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ - ЙЪЧЕУФОП, ЮФП МАДЙ ОБНОПЗП ВПМШЫЕ ДПЧЕТСАФ ЙДЕСН, ЛПФПТЩЕ ЧПЪОЙЛМЙ Ч ЙИ УПВУФЧЕООЩИ ЗПМПЧБИ, ОЕЦЕМЙ ФЕН НЩУМСН, ЛПФПТЩЕ ЙУИПДСФ ПФ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. рПЬФПНХ ПРЩФОЩЕ ПВНБОЭЙЛЙ ЧУЕЗДБ УФБТБАФУС ЙЪВЕЗБФШ РТСНПЗП ДБЧМЕОЙС ОБ ЦЕТФЧЩ, РТЕДРПЮЙФБС ЛПУЧЕООПЕ, ОЕОБЧСЪЮЙЧПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЕЗП ПВТБЪ НЩУМЕК. дМС ЬФПЗП ПОЙ ЧТПДЕ ВЩ УМХЮБКОП РПДВТБУЩЧБАФ ЕНХ ПРТЕДЕМЕООХА ЙОЖПТНБГЙА, ЧЩЧПДЩ ЙИ ЛПФПТПК ПО ДПМЦЕО УДЕМБФШ УБН. рТЙ ЗТБНПФОПК РПДБЮЕ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЖБЛФПЧ ЮЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО УБН УДЕМБФШ ЙНЕООП ФЕ ЧЩЧПДЩ, ОБ ЛПФПТЩЕ Й ТБУУЮЙФЩЧБЕФ ПВНБОЭЙЛ. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП, ЮФПВЩ ВЩМ УПВМАДЕО РТЙОГЙР: ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ДПМЦОЩ ВЩФШ РПДВТПЫЕОЩ ЧТПДЕ ВЩ УМХЮБКОП, ЛПУЧЕООП, ФПМШЛП ФПЗДБ ПОЙ ОЕ ЧЩЪЩЧБАФ РПДПЪТЕОЙС. пФУАДБ ОБРТБЫЙЧБЕФУС ЧЩЧПД: РПМХЮЙЧ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ЮШЕ-ФП ЧЙОЩ, РПДХНБКФЕ, УХЭЕУФЧХАФ МЙ МАДЙ, ДМС ЛПФПТЩИ ВМБЗПРТЙСФОП ФБЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УПВЩФЙК. чПЪНПЦОП, ЮФП ЬФЙ УЧЕДЕОЙС РПСЧЙМЙУШ Х ЧБУ ДБМЕЛП ОЕ УМХЮБКОП.

уПЪДБОЙЕ "ОЕУХЭЕУФЧХАЭЕК ТЕБМШОПУФЙ" - РТЙ РПНПЭЙ НЕМЛЙИ, ОП ЧЩТБЪЙФЕМШОЩИ ДЕФБМЕК ЧПЛТХЗ ЦЕТФЧЩ УПЪДБЕФУС ХЗПМПЛ ЖБМШЫЙЧПЗП РТПУФТБОУФЧБ, ЛПФПТЩК ДПМЦЕО РТЙДБФШ УМПЧБН Й ДЕКУФЧЙСН НПЫЕООЙЛПЧ ПУПВХА ХВЕДЙФЕМШОПУФШ.

нБУЛЙТПЧЛБ (2) - РТЕДУФБЧМСЕФ РПРЩФЛХ УЛТЩФШ ЛБЛХА-МЙВП УХЭЕУФЧЕООХА ЙОЖПТНБГЙА У РПНПЭША ЛБЛПК-ФП ОЕУХЭЕУФЧЕООПК ЙОЖПТНБГЙЙ. йНЕЕФУС ЮЕФЩТЕ ПУОПЧОЩИ ЧБТЙБОФБ НБУЛЙТПЧЛЙ:

НБУЛЙТПЧЛБ УХЭЕУФЧЕООПК МЦЙ ОЕУХЭЕУФЧЕООПК МПЦША.

НБУЛЙТПЧЛБ УХЭЕУФЧЕООПК ЙУФЙОЩ ОЕУХЭЕУФЧЕООПК МПЦША.

НБУЛЙТПЧЛБ УХЭЕУФЧЕООПК МЦЙ ОЕУХЭЕУФЧЕООПК ЙУФЙОПК.

НБУЛЙТПЧЛБ УХЭЕУФЧЕООПК ЙУФЙОЩ У РПНПЭША ОЕУХЭЕУФЧЕООПК ЙУФЙОЩ.

мПЦОЩК ЧЩЧПД - ЕЭЕ ПДЙО РТЙЕН, РПЪЧПМСАЭЙК ЙЪВЕЦБФШ РТПЙЪОЕУЕОЙС ОЕРТБЧДЩ. ъБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ РПЪЧПМЙФШ УПВЕУЕДОЙЛХ УДЕМБФШ ЧЩЧПД ЙЪ УЛБЪБООПЗП УБНПНХ, ОП РТЙ ЬФПН РПДЧЕУФЙ ЕЗП Л ФПНХ, ЮФПВЩ ЬФПФ ЧЩЧПД ВЩМ МПЦОЩН.

мПЦОБС ЙОФЕТРТЕФБГЙС - ОБ МПЗЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ УЧСЪБОБ У ХНЕОЙЕН ЧОЕДТЙФШ Ч УПЪОБОЙЕ ОЕЛПФПТЩЕ МПЦОЩЕ РПУЩМЛЙ. дМС ЙИ ЧОЕДТЕОЙС ЙУРПМШЪХАФ ФБЛЙЕ РТЙЕНЩ, ЛБЛ "РТЕЪХНРГЙС ОПТНБМШОПУФЙ": УППВЭЕОЙЕ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЙУФЙООЩИ Й ДПУФХРОЩИ РТПЧЕТЛЕ УХЦДЕОЙК, УТЕДЙ ЛПФПТЩИ МЙЫШ ПДОП УХЦДЕОЙЕ МПЦОПЕ. ч УЙМХ ЬФПЗП ПВОБТХЦЙФШ ОЕЙУФЙООПЕ УХЦДЕОЙЕ ДПЧПМШОП ФТХДОП

йЪНЕОЕОЙЕ ЛПОФЕЛУФБ - РТЙЧПДЙФУС УМХЮБК ЙЪ ЦЙЪОЙ, ЛПФПТЩК ВЩМ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. оП ЬФПФ УМХЮБК РЕТЕОПУЙФУС Ч ТБНЛЙ ДТХЗПЗП ЛПОФЕЛУФБ. ьФП ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УПИТБОЙФШ Ч РБНСФЙ НОПЦЕУФЧП НЕМЛЙИ ДЕФБМЕК, ПФОПУСЭЙИУС Л ДБООПНХ УМХЮБА, ЮФП УПЪДБЕФ ЙММАЪЙА РТБЧДЙЧПУФЙ ТБУУЛБЪБ. пФРБДБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЮФП-ФП УПЮЙОСФШ Й УРЕГЙБМШОП ЪБРПНЙОБФШ.

ьЖЖЕЛФ ПВНБОХФПЗП ПЦЙДБОЙС: ОБ ОЕН ПУОПЧЩЧБЕФУС ХУРЕЫОПЕ ЙУЛБЦЕОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ. юЕМПЧЕЛ, ЛПФПТПЗП ПВНБОЩЧБАФ, ХЮЙФЩЧБС РПМХЮЕООХА РТБЧДЙЧХА ЙОЖПТНБГЙА, РТПЗОПЪЙТХЕФ ТБЪЧЙФЙЕ УПВЩФЙК Ч ОБЙВПМЕЕ ЧЕТПСФОПН ОБРТБЧМЕОЙЙ, Б ЙУЛБЦБАЭЙК ЙОЖПТНБГЙА ЮЕМПЧЕЛ РПУФХРБЕФ ФБЛ, ЮФП ОБТХЫБЕФ ЕЗП ПЦЙДБОЙС. гЕМШ ОЕЙУФЙООПЗП УППВЭЕОЙС Ч ФПН Й УПУФПЙФ, ЮФПВЩ ОБРТБЧЙФШ НЩЫМЕОЙЕ УПВЕУЕДОЙЛБ РП РХФЙ БЛФХБМЙЪБГЙЙ ЮБУФП ЧУФТЕЮБАЭЙИУС ЪОБЛПНЩИ УЙФХБГЙК. пВНБОХФЩК ЧУЕЗДБ СЧМСЕФУС ОЕЧПМШОЩН УПХЮБУФОЙЛПН ПВНБОБ: ПО ЦЕТФЧБ УПВУФЧЕООЩИ ОЕБДЕЛЧБФОЩИ РТЕДУФБЧМЕОЙК П ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. фБЛЦЕ ПВНБОЭЙЛЙ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЙУФЙООХА ЙОЖПТНБГЙА, РТПЧПГЙТХС УПВЕУЕДОЙЛБ ОБ ПЫЙВПЮОЩЕ ЧЩЧПДЩ ЙЪ ОЕЕ.

пВНБО "ПФ РТПФЙЧОПЗП" - РПКНБМ ЧПМЛ ЪБКГБ. й РТПУЙФ ЕЗП ЪБСГ: "дЕМБК УП НОПК ЮФП ИПЮЕЫШ, ДБЦЕ УЯЕЫШ НЕОС, ФПМШЛП ОЕ ВТПУБК Ч ФЕТОПЧЩК ЛХУФ". "еУМЙ ПО ФБЛ ЬФПЗП ВПЙФУС, - РПДХНБМ ЧПМЛ, - ФП С ЕЗП ФХДБ Й ВТПЫХ". фБЛ ХНОЩК ЪБСГ ПВНБОХМ ЗМХРПЗП ЧПМЛБ.

уППВЭЕОЙЕ РТБЧДЩ РПД ЧЙДПН ПВНБОБ - ДТХЗПК ТПДУФЧЕООЩК НЕФПД - УЛБЪБФШ РТБЧДХ, ОП У РЕТЕДЕТЦЛБНЙ, ФБЛ, ЮФПВЩ ЦЕТФЧБ ОЕ РПЧЕТЙМБ ЕК, Ф.Е. УЛБЪБФШ РТБЧДХ МЦЙЧП. пФФП ЖПО вЙУНБТЛ ЗПЧПТЙМ: "еУМЙ ИПЮЕЫШ ПДХТБЮЙФШ НЙТ, УЛБЦЙ ЕНХ РТБЧДХ". пВНБО РТЙ РПНПЭЙ РТБЧДЩ - ТЕДЛБС ЖПТНБ ОБДХЧБФЕМШУФЧБ. пО ПЮЕОШ ИПТПЫП УТБВБФЩЧБЕФ. зМБЧОПЕ ЦЕ, МАДЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ ПЦЙДБАФ ФБЛПК ОБЗМПУФЙ. рТБЧДБ, ЪДЕУШ ОЕПВИПДЙНП МЙВП ИПТПЫП ХНЕФШ ЧМБДЕФШ УПВПК, МЙВП ВЩФШ ИПТПЫЙН БТФЙУФПН.

пВНБОЩЧБАФ ФЕИ, ЛФП ИПЮЕФ ПВНБОХФШУС. чП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ЦЕТФЧБ ПВНБОБ ХРХУЛБЕФ ПЫЙВЛЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЙУЛБЦБАЭЕЗП ЙОЖПТНБГЙА, ДБЧБС ЕЗП ДЧХУНЩУМЕООПНХ РПЧЕДЕОЙА ОБЙВПМЕЕ ВМБЗПРТЙСФОПЕ ЙУФПМЛПЧБОЙЕ. ьФП ДЕМБЕФУС ЧП ЙЪВЕЦБОЙЕ ХЦБУОЩИ РПУМЕДУФЧЙК, ЛПФПТЩЕ НПЦЕФ РПЧМЕЮШ ТБЪПВМБЮЕОЙЕ. юБУФП ЦЕТФЧБ ПДОПЧТЕНЕООП Й ЧЩЙЗТЩЧБЕФ, Й РТПЙЗТЩЧБЕФ ПФ ОЕЙУФЙООПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЙМЙ ПФ ЕЕ ТБЪПВМБЮЕОЙС, ОП ЬФЙ ТЕЪХМШФБФЩ ОЕ ПВСЪБФЕМШОП ХТБЧОПЧЕЫЕОЩ.

пВНБО РХФЕН РЕТЕУФБОПЧЛЙ - ЛПЗДБ РПФЕОГЙБМШОХА ЦЕТФЧХ ЪБУФБЧМСАФ РТЙНЕТЙФШ ОБ УЕВС ТПМШ ПВНБОЭЙЛБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ТБЪМЙЮОЩИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НБОЙРХМСГЙК ЦЕТФЧЕ ОБЮЙОБЕФ ЛБЪБФШУС, ЮФП ЬФП ПО ПВНБОЩЧБЕФ ДТХЗЙИ, ОБУФПСЭЙЕ ЦЕ НПЫЕООЙЛЙ ДП ПРТЕДЕМЕООПЗП НПНЕОФБ УФБТБФЕМШОП РПДДЕТЦЙЧБАФ ЬФХ ЙММАЪЙА. й ФПМШЛП Ч ЖЙОБМЕ ЧУЕ ЧУФБЕФ ОБ УЧПЙ НЕУФБ.

ч МАВПН УМХЮБЕ ЛМАЮЕЧЩН РХОЛФПН Ч БОБМЙЪЕ ЙУФЙООП ДБООПЕ УППВЭЕОЙЕ ЙМЙ ОЕФ, СЧМСЕФУС ПРТЕДЕМЕОЙЕ НПФЙЧПЧ УХВЯЕЛФБ, ХУФБОПЧМЕОЙЕ РТЙЮЙО, РП ЛПФПТЩН ПО УЮЙФБЕФ ОХЦОЩН ХНПМЮБФШ П ОЕЛПФПТЩИ ЙЪЧЕУФОЩИ ЕНХ ЖБЛФБИ.

рПЦБМХК, ПДОЙН ЙЪ УБНЩИ ЗМБЧОЩИ НПНЕОФПЧ Ч РПОЙНБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ ЮЕМПЧЕЛПН Й ТБУРПЪОБОЙЙ ЧПЪНПЦОПЗП ПВНБОБ У ЕЗП УФПТПОЩ СЧМСЕФУС ПРТЕДЕМЕОЙЕ ЕЗП НПФЙЧПЧ. рПДХНБКФЕ: УХЭЕУФЧХЕФ МЙ ЛБЛБС-ФП РТЙЮЙОБ ЙМЙ ЛБЛПК-ФП ЙОФЕТЕУ Х ЬФПЗП ЛПОЛТЕФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ХНПМЮБФШ П ЛБЛЙИ-МЙВП ЖБЛФБИ ЙМЙ ЦЕ ЧПЧУЕ ЙЪНЕОЙФШ ЙИ. оЕДБТПН Ч НЙМЙГЙЙ РТЙ ТБУЛТЩФЙЙ РТЕУФХРМЕОЙК ЧУЕЗДБ ЪБДБАФУС ЧПРТПУПН: ЛПНХ ЬФП ЧЩЗПДОП? еУМЙ ЧЩ УПВЙТБЕФЕУШ ЪБЛМАЮЙФШ ЛБЛХА-ФП ФПТЗПЧХА УДЕМЛХ У РБТФОЕТПН, ЧПЪНПЦОП, УФПЙФ ВПМЕЕ ЧОЙНБФЕМШОП РТПЮЙФБФШ ФЕЛУФ ДПЗПЧПТБ, ПУПВЕООП ФП, ЮФП ОБРЙУБОП Ч ОЕН НЕМЛЙН ЫТЙЖФПН. б ЕЭЕ МХЮЫЕ УПУФБЧЙФШ ФЕЛУФ УБНПНХ, ЮФПВЩ ОЕ ВЩМП ОЕДПТБЪХНЕОЙК.

рТПДПМЦЕОЙЕ УМЕДХЕФ...

лПОПЧБМЕОЛП н.а.

уПГЙБМШОЩК РУЙИПМПЗ

вЙЪОЕУ-ЛПОУХМШФБОФ

(1) ьЛНБО р. рУЙИПМПЗЙС МЦЙ. лЙЕЧ: мПЗПУ, 1999.- 224 У.

(2) зБТЙЖХММЙО т. йММАЪЙПОЙЪН МЙЮОПУФЙ, ЛБЛ ОПЧБС ЖЙМПУПЖУЛП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЛПОГЕРГЙС. оБХЮОБС НПОПЗТБЖЙС. лБЪБОШ, 1997.

Одну из первых попыток классифицировать различные разновидности искажения информации сделал арабский мыслитель Абд-ар-Рахман аль-Джавбари в своей книге "Сорванные покровы". Он классифицирует искажение информации, исходя из социального положения человека.

В работе описываются хитрости не только реально существующих людей, но и мифических существ - ангелов и джинов. Абд-ар-Рахман аль-Джавбари выделяет определенные категории людей, для которых обман стал средством к существованию: цыгане, фокусники, мнимые калеки и т.д. Недостатком данной классификации является тот факт, что, во-первых, один и тот же способ искажения информации может быть использован людьми различных социальных слоев, а во-вторых, в этой классификации были учтены также несуществующие фигуры (джины и пр.).

Еще одну классификацию искажения информации предлагает английский философ Фрэнсис Бэкон. В своей работе "Новый Органон" он разделил заблуждения и назвал их "идолами". Таких идолов было несколько.

"Идолы рода" - это заблуждения, связанные с природой человеческого разума.

"Идолы пещеры" - это заблуждения людей, которые связаны с их индивидуальным жизненным опытом.

"Идолы площади" - это ошибки, которые основаны на неправильном толковании слов. Поскольку слова зачастую имеют несколько различных значений, партнеры по общению могут вкладывать в них различный смысл. "Идолы площади" делились Бэконом на две группы - имена несуществующих вещей (например, судьба) и имена существующих, но недостаточно четко обозначенных вещей (например, влажность, облачность).

"Идолы театра" - это заблуждения, возникающие из-за неправильных научных теорий или ошибочных понятий.

Востоковед А. А. Игнатенко предлагает классификацию, которую он разработал при изучении древних восточных трактатов. Автор подразделяет искажение информации:

  • - на дезинформацию или обман,
  • - амфиболию (двусмысленность высказывания),
  • - подмену (вещей, людей),
  • - лжесвидетельство,
  • - нарушение клятвы,
  • - ложные письма (поддельные и подметные),
  • - оговор,
  • - заведомо фальшивые предсказания,
  • - притворство,
  • - провокации,
  • - создание ложных обстоятельств.

И хотя перечисленные факторы актуальны и в современной жизни, в данной классификации отсутствует единое основание оценки действий искажающих информацию субъектов.

Ю. В. Щербатых предложил две различные классификации. В одной из них основанием для классификации служит наличие или отсутствие выгоды от искажения информации (табл. 7.1). В ее основу положен "прагматический" подход, т.е. обращается внимание на то, кто в основном извлекает выгоду из неистинного сообщения:

  • o обманывающий извлекает выгоду за счет нанесения вреда другому человеку;
  • o обманывающий извлекает выгоду без нанесения вреда другому человеку;
  • o обман без извлечения выгоды;
  • o обман в пользу другого человека;
  • o никто не извлекает выгоды от обмана (фантазии).

Таблица 7.1. Классификация искажения информации (Ю. В. Щербатых)

Ю. В. Щербатых также предлагает еще одну, "полярную" классификацию обмана. В ее основу положено количество объектов коммуникации:

  • o Самообман. Сюда можно включить иллюзии и ситуации, когда человек обманывает сам себя, и что может быть формой психологической защиты.
  • o Если в коммуникации участвуют два человека, то причина искажения информации может быть в трех звеньях: в том, кто передает ложное сообщение, в канале передачи информации и в том, кто информацию неправильно воспринимает. Каждый из этих пунктов можно разбить еще на несколько подпунктов. Например, ошибки канала передачи информации могут возникнуть на вербальном (когда собеседник неправильно понимает слова) и на невербальном (когда неправильно воспринимаются жесты) уровнях.
  • o Групповой обман - один человек обманывает многих.
  • o Массовый - одна группа вводит в заблуждение другую группу людей.
  • o Два человека вводят в заблуждение друг друга.
  • o Взаимный обман, при котором негативные или позитивные эмоции искажают взаимное восприятие людей друг другом, в результате чего объективная оценка становится невозможной.

Интересную классификацию предлагает также В. В. Костиков в своем выступлении в популярной передаче "Что делать?", директор Центра стратегического планирования "АиФ", бывший пресс-секретарь первого Президента России Б. Н. Ельцина.

  • o Идеологический обман - это самый роковой вид, который приводит к самым катастрофическим последствиям.
  • o Предвыборный обман, когда на людей выплескивается все то, что накопилось из правды, лжи, полуправды.
  • o Имитация социальной политики, когда люди делают вид, что они что-то делают, а фактически жизненный уровень парода или ухудшается, или стоит на месте. Это очень опасная форма обмана, которую мы наблюдаем сейчас в нынешней политике кабинета министров. Хотя, безусловно, каждый может на своем рабочем месте не делать ничего.
  • o Умалчивание правды - очень благородный вид обмана.
  • o Блеф - достаточно распространенный вид обмана, особенно во внешней политике. Это то, что сейчас делает

Северная Корея, угрожая Америке атомным ударом - типичный пример такого блефа. Хотя на самом деле это просто демонстрация, которая создает очаг напряженности в регионе.

  • o Обман, которым занимаются спецслужбы - это особый, наиболее скрытый вид обмана. Они зачастую обманывают даже собственные правительства.
  • o И еще два типа обмана, которые между собой связаны - дипломатический и внешнеполитический, когда послы обманывают своего министра.

Такова точка зрения на искажение информации во властных структурах человека, который имеет опыт работы в ситуациях неискреннего делового общения. И хотя данная классификация рассматривает искажение информации только через призму политики, тем не менее, она представляет несомненный интерес для более глубокого понимания данного феномена.

Еще один вариант классификации предлагает Р. Р. Гарифуллин. Он выделяет блеф (обман, введение в заблуждение) как дезинформацию, при которой на основе искажения информации кого-либо убеждают в том, что нечто желаемое, но не существующее существует. Таким образом, блеф является искусственным заблуждением.

Наиболее эффективным приемом блефования Р. Р. Гарифуллин считает приемы полублефа (полуправды или полулжи), которые основаны на хитрости и умении воспользоваться глупостью других. Р. Р. Гарифуллин выделяет семь приемов полублефа.

  • 1. Умолчание (или передача неполной информации), в результате которой реципиент совершает ошибку.
  • 2. Фальсификация (подтасовка) - это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса (лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов и пр.).
  • 3. Дезориентация (замещение) - передача не относящейся к делу истинной информации с целью отвлечь внимание от существа рассматриваемого вопроса.
  • 4. Пустословие (словоблудие) - трансляция одновременно и истинной, и ложной информации, не относящейся к существу вопроса.
  • 5. Маскировка - попытка скрыть какую-либо существенную информацию при помощи различной несущественной информации. Выделяют четыре варианта:
    • o маскировка существенной лжи несущественной ложью;
    • o маскировка существенной истины несущественной ложью;
    • o маскировка существенной лжи несущественной истиной;
    • o маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.
  • 6. Полуправда - это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией:
    • o иррациональная полуправда - это любое хаотическое смешивание истинной и ложной информации;
    • o рациональная полуправда - логически упорядоченное соединение правды и лжи на основе той или иной рациональной ошибки. Это может быть подмена понятий, извращение смысла сказанного, тенденциозное истолкование текста;
    • o диалектическая полуправда - это упорядоченное соединение истины и лжи, когда сам факт соединения признается в качестве вполне допустимого "диалектического" противоречия.
  • 7. Переформализация - в процессе формализации знаний вносятся сознательные искажения, например, при переводе с одного языка на другой; многократный повтор информации (в соответствии с принципом "истина есть многократно повторенная ложь"), чередование разнородной информации (используется для снижения уровня критичности мышления, отвлечения внимания).

Однако необходимо отметить, что в данной классификации показаны способы искажения информации, но не даны основания, по которому она проводится, не учитывается отношение самого человека к искажению информации и степень его заинтересованности в данном действии.

Российский философ Д. И. Дубровский в своей классификации выделяет:

  • - намеренный обман (корыстный или бескорыстный, т.е. продиктованный соображениями долга, тактичности или вызванный принуждением, шантажом) и ненамеренный;
  • - злонамеренный и добродетельный;
  • - полуправда;
  • - самообман.

Г. В. Грачев и И. К. Мельник предлагают для определения лжи и обмана в негативном аспекте следующие компоненты:

  • - намеренность (сознательность) действия;
  • - искажение реальности (действительности, фактов, информации);
  • - социально не одобряемую, неблагородную, прежде всего корыстную цель, в результате достижения которой приобретается преимущество одним человеком или группой лиц над другим человеком или группой лиц, которым наносится ущерб.

Хотя далее они отмечают, что выделение в качестве критерия оценки социальной одобряемости (неодобряемости) целей субъекта, прибегающего к искажению информации как форме поведения, является достаточно уязвимым моментом.

Американский ученый П. Экман подразделяет искажение информации на две основные формы - умолчание и искажение. При умолчании истинная информация скрывается, но не сообщается ложная. При искажении (фальсификации) не только скрывается правда, но и представляется взамен ложная информация.

Наиболее содержательный анализ данной категории был проведен в работах В. В. Знакова. Проведенный анализ существующих понятий и определений позволил структурировать и обобщить понятия, входящие в категорию "искажение информации". И хотя в данной классификации не отражены различные намерения субъекта, такие как достижение корыстных целей или же справедливости, избежание собственного наказания или защита другого человека, тем не менее, данная классификация представляется наиболее полно освещающей позиции искажающего информацию субъекта.

Так, В. В. Знаков предлагает характеризовать различия по трем основным признакам:

  • - фактическая истинность или ложность утверждения;
  • - вера говорящего в истинность или ложность утверждения;
  • - наличие или отсутствие у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего.

Эти три признака дают основание для классификации разновидностей правды и психологического анализа отличий от ее антиподов - неправды, вранья, лжи и обмана (табл. 7.2).

Таблица 7.2.

Единственное, что мешает нам достичь предела своих возможностей, - наши собственные мысли. Мы сами себе худшие враги.

Обычно процесс образно представляют как неспешный подъём по лестнице, шаг за шагом. На самом деле он состоит из скачков и больше похож на прыжки между этажами на батуте. В моей жизни такие скачки происходят из-за изменений в самом образе мышления: я оглядываюсь назад и оцениваю всю картину в целом, меняю своё отношение к чему-то. К слову, такие моменты случаются нечасто, они разбросаны по времени.

Чтобы справиться с обрушивающимся на наш мозг потоком информации и внешних раздражителей, мы неосознанно начинаем думать шаблонно и пользуемся эвристическими, интуитивными методами решения задач.

Писатель Эш Рид (Ash Read) сравнил эвристику с велодорожкой для ума, которая позволяет ему работать, не маневрируя между автомобилями и без риска получить удар. К сожалению, большинство , которые, как нам кажется, мы принимаем полностью обдуманно, на самом деле принимаются неосознанно.

Большая проблема заключается в том, что мы думаем в соответствии с эвристическими шаблонами, оказавшись перед важным выбором. Хотя в этой ситуации, наоборот, необходимо глубокое обдумывание.

Самые вредные эвристические шаблоны - это , которые мешают нам увидеть путь к изменениям. Они меняют наше восприятие реальности и подталкивают нас к долгому подъёму по лестнице, когда нам нужен трамплин. Мы предлагаем вам список из пяти когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость. Их преодоление - это первый шаг к переменам.

1. Предвзятость подтверждения

pressmaster/Depositphotos.com

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Вы можете назвать это упрямством, но у психологов есть другой термин для этого явления - «предвзятость подтверждения». Это склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить идею, которая вам близка.

Приведём пример. В 60-х годах доктор Питер Уосон (Peter Wason) провёл эксперимент, в котором испытуемым показали три числа и попросили отгадать правило, известное экспериментатору и объясняющее эту последовательность. Это были числа 2, 4, 6, поэтому испытуемые часто предлагали правило «каждое следующее число увеличивается на два». Чтобы подтвердить правило, они предлагали свои последовательности чисел, например 6, 8, 10 или 31, 33, 35. Вроде всё верно?

Не совсем. Только один из пяти подопытных догадывался о настоящем правиле: три числа в порядке увеличения их значений. Обычно студенты Уосона высказывали ложную идею (всякий раз прибавлять два), а затем проводили поиски только в этом направлении, чтобы получить доказательства, подтверждающие их предположение.

Несмотря на кажущуюся простоту, эксперимент Уосона говорит многое о человеческой природе: мы склонны искать только ту информацию, что подтверждает наши убеждения, а не ту, что опровергает их.

Предвзятость подтверждения присуща всем, в том числе и врачам, политикам, людям творческих профессий и предпринимателям, даже когда цена ошибки особенно велика. Вместо того чтобы спрашивать себя, что мы делаем и почему (это самый важный вопрос), мы часто впадаем в предвзятость и слишком сильно полагаемся на начальное суждение.

2. Эффект якоря

Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.

Эффект якоря, или эффект привязки, - это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Исследования показывают, что эффектом якоря можно объяснить всё что угодно, начиная от того, почему вы не получите желаемую (если вы изначально попросите больше, то и окончательная цифра будет высока, и наоборот), и заканчивая тем, почему вы верите в стереотипы о людях, которых видите впервые в жизни.

Показательно исследование психологов Муссвайлера (Mussweiler) и Страка (Strack), которые продемонстрировали, что эффект закрепления работает даже в случае с изначально неправдоподобными цифрами. Участникам своего эксперимента, разделённым на две группы, они предложили ответить на вопрос, сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер. И вначале в качестве якорей задали каждой группе дополнительный вопрос. Первым: «Он умер до девяти лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?». В результате первая группа преположила, что Ганди скончался в 50 лет, а вторая - в 67 (на самом деле он умер в возрасте 87 лет).

Якорный вопрос с числом 9 заставил первую группу назвать значительно меньшую цифру, чем у второй группы, которая отталкивалась от намеренно завышенного числа.

Крайне важно осознавать значение первоначальной информации (хотя бы правдоподобна она или нет) перед тем, как принять окончательное решение. Ведь первая информация, которую мы узнаём о чём-то, повлияет на то, как мы будем относиться к этому в будущем.

3. Эффект присоединения к большинству


chaoss/Depositphotos.com

Выбор большинства напрямую влияет на наше мышление даже в том случае, если он противоречит нашим личным убеждениям. Этот эффект известен как стадный инстинкт. Вы наверняка слышали поговорки вроде «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» или «В Риме поступай как римлянин» - это как раз и есть эффект присоединения.

Это искажение может подтолкнуть нас к принятию не самых хороших решений (например, сходить на плохой, но популярный фильм или поесть в сомнительном заведении). А в худшем случае приводит к групповому мышлению.

Групповое мышление - это феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводит к тому, что подавляются все альтернативные мнения.

В результате группа изолирует себя от внешнего влияния. Внезапно расходиться во взглядах становится опасным, и мы начинаем быть сами себе цензорами. А в итоге теряем свою и самостоятельность мышления.

4. Ошибка выжившего

Часто мы впадаем ещё в одну крайность: сосредотачиваемся исключительно на историях людей, которые добились успеха. Мы вдохновляемся успехами Майкла Джордана, а не Квейма Брауна (Kwame Brown) или Джонатана Бендера (Jonathan Bender). Мы превозносим Стива Джобса и забываем о Гэри Килдалле (Gary Kildall).

Проблема данного эффекта заключается в том, что мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации.

Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха. Но мы ничего не знаем о тех, кто провалился. Наверное, поэтому стали так популярны всевозможные онлайн-гуру и эксперты, которые обещают открыть «единственный путь к успеху». Нужно только помнить, что тот путь, который сработал однажды, не обязательно приведёт вас к такому же результату.

5. Неприятие потери

После того как мы сделали выбор и идём по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения. Вероятно, худшее из них - неприятие потери, или эффект владения.

Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky), которые обнаружили, что мы предпочтём избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы сфокусироваться на выгодах, которые можем получить.

Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Канеман и Тверски провели эксперимент с самой обыкновенной кружкой. Люди, у которых её не было, готовы были заплатить за неё порядка 3,30 доллара, а те, у кого она была, расстаться с ней лишь за 7 долларов.

Подумайте, как этот эффект может на вас повлиять, если вы . Побоитесь ли вы мыслить нестандартно из-за страха что-то потерять? Перевешивает ли страх то, что вы можете приобрести?

Итак, проблема есть. Где же решение?

Все когнитивные искажения объединяет одно: они появляются из-за нежелания сделать шаг назад и посмотреть на всю картину в целом.

Мы предпочитаем работать с чем-то хорошо знакомым и не хотим искать просчёты в своих планах. В позитивном мышлении есть свои преимущества. Но, если важные решения принимать вслепую, вряд ли вы сделаете лучший выбор из возможных.

Перед принятием серьёзного решения убедитесь, что вы не стали жертвой когнитивных искажений. Для этого отступите на шаг назад и спросите себя:

  • Почему вы считаете, что нужно поступить именно так?
  • Есть ли контраргументы вашему мнению? Они состоятельны?
  • Кто влияет на ваши убеждения?
  • Вы следуете за мнением других людей потому, что действительно верите в него?
  • Что вы потеряете, если примете такое решение? А что приобретёте?

Существуют буквально сотни различных когнитивных искажений, и без них наш мозг попросту не мог бы функционировать. Но, если не анализировать, почему вы думаете так, а не иначе, легко впасть в шаблонное мышление и разучиться думать самостоятельно.

Личностный рост никогда не даётся легко. Это трудная работа, которой нужно посвятить всего себя. Не позволяйте своему будущему пострадать только из-за того, что не думать - это проще.

Последние материалы раздела:

HTML: основы для начинающих Учим язык html с нуля
HTML: основы для начинающих Учим язык html с нуля

Я решил уделить больше внимания новичкам, желающим приобрести знания в области сайтостроения. На это меня подтолкнула моя преподавательница,...

Личный кабинет Biglion (Биглион)
Личный кабинет Biglion (Биглион)

Биглион – сервис для экономного шопинга. Он предоставляет миллионам пользователей купоны и дисконты в размере 50-90% на приобретение самых...

Как установить Camtasia Studio?
Как установить Camtasia Studio?

Программой Camtasia Studio 8 можно воспользоваться для записи видео рабочего стола. Программа располагает огромным функционалом, позволяющим...