Как протестировать объектив перед покупкой. Тестирование объектива перед покупкой. Общий износ объектива от нормального использования

Это обновленный вариант статьи с . Обновлена и доработана мишень для проверки на (у некоторых были проблемы со старой мишенью при фокусировке из крайних положений).

Как проверить объектив перед покупкой? Таким вопросом задаются те, кому важна техническая сторона фотографии и это не обязательно профи! Фотолюбителю, купившему цифровую зеркалку для "творчества" и освоившему китовый объектив, уже хочется большего: более "светлые" линзы (с бо льшей светосилой), более резкие, с хорошим "рисунком" и т.п. И конечно же приобретенная оптика должна соответствовать своей цене!

Но, как показывает практика, качество объективов может сильно варьироваться от экземпляра к экземпляру. При этом "цифра" более требовательна к оптике чем пленка. Возникает вопрос: как выбрать лучший экземпляр , без бэк-фокуса (фронт-фокуса), резкий, без "мыльных" краев?

С другой стороны начинающему фотографу не всегда по карману покупка нового объектива — как альтернатива поход в комиссионный магазин. На что обратить внимание при проверке б/у оптики? Ниже приводится пошаговая инструкция.

Часть I. Внешний осмотр

Начинаем проверку с внешнего осмотра (в первую очередь актуально при покупке б/у объектива).

1

Внешний вид

1.1. Потертости и царапины

Если на клеммах есть царапины, значит объектив уже одевали на камеру. По величине царапин можно косвенно судить о том, как часто линза использовалась.

Однако даже чистые клеммы еще ни о чем не говорят, ведь объектив могли никогда не снимать с камеры (если он, например, единственный). Поэтому смотрим дальше: по потертостям и царапинам на кольцах зумирования и байонете также можно судить о "свежести" объектива.

1.2. Следы удара (падения)

Выясняем: не роняли ли объектив? Проверяем, есть ли на корпусе следы падения : вмятины на металлических частях, трещины на пластмассовых и т.п. Падение может привести к смещению оптических элементов, что сделает объектив не годным. Если объектив слегка потрясти, то эти самые элементы (линзы) не должны цокать. В некоторых моделях допускается небольшое "пластиково-металлическое" громыхание, которое обычно издает привод авто-фокуса.

1.3. Был ли в ремонте?

Царапины на винтах могут свидетельствовать о том, что объектив разбирался (был в ремонте). Ремонт в специализированном сервисе не так страшен, хуже, если в оптике ковырялись дилетанты. Осмотрите винты — сорванные и погнутые шлицы говорят о неквалифицированном ремонте.

2

Осмотрите стекла на наличие царапин и сколов. Если поднести объектив поближе к лампе (практически вплотную), то можно увидеть внутри пыль, ворсинки, пузырьки и т.п. Чтобы лучше рассмотреть все это "добро", расположите объектив под углом к свету, чтобы за ним образовался темный фон.

Обычно небольшое количество пыли и крохотных пузырьков допустимо . Мне не удалось найти допуски для Canon, Nikon и другой импортной оптики, но вот, что написано в инструкции для отечественного "зенитовского" объектива Юпитер-21М: "на поверхности оптических деталей государственными стандартами допускается наличие следующих незначительных дефектов: царапин шириной не более 0,02 мм на каждой поверхности линзы и суммарной длиной не более двух световых диаметров, точек диаметром до 0,3 мм в количестве не более 5 штук, небольшое количество пылинок и ворсинок ваты длиной не более 3 мм и числом не более двух на весь объектив".

На практике наличие царапин и пузырьков на передней линзе практически не влияет на качество изображения, но может оказывать психологическое воздействие, особенно при покупке дорогостоящей оптики. А вот царапины и пузырьки на задней линзе — это плохо ! Тут правило простое — чем дефекты ближе к матрице, тем большее влияние они оказывают на изображение!

Примечание: если вы внутри оптического блока заметили пыль, то расстраиваться не стоит. Так или иначе она появляется в любом объективе… со временем, даже если это хорошо прорезиненная оптика высокого класса.

3

Механика

Кольца зумирования и фокусировки должны вращаться плавно , без скрипа и заедания, но и не слишком свободно, чтобы фокусировка не сбивалась . Выдвинув "хобот" (выдвигающуюся часть) объектива до упора следует слегка покачать его — чем меньше люфт, тем лучше.

Если объектив направить вертикально вверх/вниз, то двигающийся оптический блок недолжен смещаться из выбранного положения (зумирования/фокусировки) под действием силы тяжести (в некоторых моделях телезумов для предотвращения этого делают специальный фиксатор).

Обратите внимание на байонет — установленный объектив должен жестко сидеть на камере (не должно быть сильных люфтов).

4

Работа электроники

Проверьте:

  • работу автофокуса в автоматическом (AF) и ручном (MF) режиме (подтверждение фокусировки);
  • работу диафрагмы — воспользуйтесь кнопкой предварительного просмотра глубины резкости (DOF Preview);
  • работу вспышки — для тех объективов, которые сообщают дистанцию фокусировки и камера умеет это использовать. Речь идет о системе E-TTL II: объект съемки должен быть одинаково освещен вспышкой на разных расстояниях.

Объектив лучше проверять на той камере, на которой он будет использоваться. Бывает, что объектив не состыковывается с "тушкой" и тогда при включении фотоаппарата выдается ошибка (такое, например, было замечено с объективом EF 50/1.8 на 300D).

Часть II. Тестирование

Самый лучший тест для объектива — это его использование по назначению с последующим просмотром отснятого материала. То есть если вы планируете снимать "пейзаж", то нужно выйти на улицу и сделать снимок, чтобы в кадр попало много мелких деталей. Потом на компьютере просмотреть отснятое на предмет мыла, хроматических аберраций, дисторсии и т.п. Если объектив нужен для "портрета", то навестись, например, на глаза или лицо, а затем по снимкам оценить точность фокусировки, резкость, боке и так далее в таком духе.

Если же такой возможности нет, то можно попросить в магазине выделить немного места для следующих простых тестов.

5

Проверка объектива на бэк-фокус

Понятие бэк-фокус (back-focus, от англ. "back" — задний) означает, что при наведении на точку фокусировки объектив промахнулся назад — глубина резкости (ГРИП) сместилась назад. При фронт-фокусе (front-focus, от англ. "front" — передний) соответственно промах произошел вперед, ГРИП сместилась вперед.

Для тестирования объектива (точнее системы камера + объектив ) на бэк-фокус используем специальную шкалу с мишенью. Ее несложно изготовить своими руками: распечатать на лазерном принтере, наклеить на плотный картон и сделать прорези для устойчивости. Скачать шкалу можно (разрешение 300 dpi, размер 24x15 см).

Примечание . Более простой способ проверки (без наклеивания на картон) приводится в статье " ".

Отгибаем уголок примерно на 45° и устанавливаем шкалу на стол. Для удобства под мишень можно поставить распорку в виде квадрата со стороной 46 мм (его можно вырезать из картона, он как раз будет соответствовать углу 45°).

Камера на столе или на штативе. Устанавливаем баланс белого (WB) по листу бумаги, покадровый режим автофокусировки (One-Shot). Для теста подойдет режим приоритета диафрагмы (Av) с экспокоррекцией (обычно EV +1,3 … +1,5). Снимки делаем на максимально открытой диафрагме (если объектив "мягок", то можно прикрыть диафрагму: например, для полтинника вместо 1,4 использовать 2,8). Если на объективе есть стабилизатор изображения (IS), то отключаем его. Выбираем в фотоаппарате центральную точку фокусировки и направляем камеру так, чтобы плоскость фокусировочной мишени была перпендикулярна оптической оси объектива.

Дистанция до мишени должна быть выбрана таким образом, чтобы в кадр попали деления шкалы — по ним оцениваем точность работы автофокуса. Фокусировочная метка в видоискателе не должна выходить за пределы мишени с некоторым запасом . Запас по размеру должен быть такой, как и сама метка.

Дело в том, что фактически блоки сенсоров автофокуса несколько больше чем обозначены меткой в видоискателе (информация для камер Canon и Nikon, для других камер данных нет). Если более контрастная деталь окажется за пределами метки (на рис. обозначено красным цветом), но в пределах зоны сенсора (обозначено зеленым цветом), то камера сфокусируется по этой контрастной детали. Это источник многих жалоб на бэк/фронт-фокус, хотя на самом деле автофокус срабатывает правильно.

Вначале тестируем режим автофокуса (переключатель в положении AF). Сбиваем фокусировку в одну сторону, затем наводимся на мишень, делаем снимок. Сбиваем фокусировку в другую сторону, наводимся, делаем снимок. Для достоверности измерений эксперимент повторяем несколько раз (10-ти снимков обычно достаточно). Переключаем объектив в ручной режим (MF) — сбиваем фокусировку и теперь уже крутим фокусировочное кольцо вручную до подтверждения фокусировки, делаем снимок.

Просматривать результаты лучше на мониторе компьютера (а не на экране камеры). При этом следует иметь в виду, что на точность работы автофокуса имеются определенные допуски . Для камер Canon типа 10D, 300D, 350D фокусировка осуществляется в пределах глубины резко изображаемого пространства (ГРИП ). Камеры типа 1D, 1Ds, 20D, 30D, 400D, 5D имеют более точную систему фокусировки — она задействуется, если на тушку поставили объектив с диафрагмой f/2.8 или светлее (речь идет о вертикальной чувствительности крестового датчика). Для "единичек" (1Dxx) допуск в три раза точнее (меньше) и составляет 1/3 ГРИП. Для 20D, 5D (30D, 400D) в два раза точнее — в пределах 1/2 ГРИП.

При вычислении ГРИП допустимый кружок нерезкости принимается равным 0,035 мм для [полного] формата кадра 24x36 мм (1Ds, 5D), что составляет приблизительно 1/1000-1/1500 диагонали кадра при формате отпечатка 5 x 7 дюймов (~13 x 18 см) и расстоянии обзора 25-30 см. Сие "магическое" значение примерно в два раза больше остроты зрения человека . Примечание. Условно принято считать, что глаз с нормальной остротой зрения способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (1/60 градуса).

На резкость изображения влияет коэффициент увеличения изображения. Соответственно для кропнутых матриц допустимый кружок рассеяния будет меньше, чем для полного кадра в виду того, что для получения отпечатка того же размера, изображение придется увеличивать сильнее (пропорционально кропу). Итак, для кропа 1,3x (1D Mark II, 1D Mark III) допустимый кружок нерезкости будет 0,027 мм, а для кропа 1,6x (30D, 400D) — 0,022 мм. Информация о точности работы автофокуса и допустимом кружке нерезкости взята из книги "EF Lens Work III. Глаза EOS.", документации к камерам EOS, а также из публикаций Боба Аткинса (Bob Atkins — известный журналист и апологет фотоаппаратов от фирмы Canon ) и Чака Уэстфолла (Chuck Westfall — глава отдела технической информации Canon ). Для удобства вычисления ГРИП можно воспользоваться специальной программой .

Если объектив не "попал" в точку, то следует посмотреть, насколько сильно смещена ГРИП и как часто объектив "промахивается" (сделать серию снимков). В соответствии с указанными выше допусками небольшой "промах" может считаться в пределах нормы, как, например, получилось для 100-милиметрового макрика на приведенной ниже фотографии (фронт-фокус в пределах ГРИП). Несмотря на то, что формально Canon не считает это ошибкой , на практике может получиться неприятный результат, например, при съемке человека в полный рост. На таком расстоянии (порядка 7-10 м) навести резкость вручную практически невозможно, а из-за небольшого фронт-фокуса максимальная резкость смещается на передний план, при этом объект съемки оказывается достаточно "мягким".

Если точка фокусировки систематически вылетает за допустимое значение (1 … 1/3 ГРИП в зависимости от точности датчика), то налицо бэк/фронт-фокус. Промахиваться может не только объектив, но и камера. Поэтому, если автофокус "мажет" с разными объективами, есть повод задуматься о юстировке "боди".

Дополнительную информацию о тестировании автофокуса см. в статье "Проверка объектива на бэк-фокус / фронт-фокус ".

6

Тестирование резкости объектива

После того как удостоверились в отсутствии бэк-фокуса настало время проверить оптические характеристики: резкость и ее равномерность по полю кадра, а также оценить дисторсию и виньетирование . Для этого понадобится специальная мира распечатанная на лазерном принтере — скачать ее можно (600 dpi, 27x18 см). В крайнем случае подойдет равномерно заполненный мелким текстом газетный лист.

Закрепляем миру на стене. Желательно добиться ее равномерного освещения. Камера на штативе, нацелена в центр мишени. Как и в предыдущем тесте устанавливаем баланс белого (WB), покадровый режим автофокусировки (One-Shot), отключаем стабилизатор изображения (если есть). Дистанция до мишени должна быть такой, чтобы мира целиком занимала поле кадра, для очень широкого угла можно расположить рядом несколько листов. При этом важно, чтобы плоскость миры была перпендикулярна оптической оси объектива.

Для тестов подойдет режим Av (приоритет диафрагмы) с положительной экспокоррекцией (EV +1,6 … +2). Чтобы избежать сотрясения камеры лучше использовать автоспуск или дистанционный пульт, если камера позволяет, то включить предварительный подъем зеркала.

Делаем серию снимков на различных значениях диафрагмы — от максимально открытой до f/16. Такой тест позволит не только оценить равномерность резкости по всему полю кадра, но и определить при каком относительном отверстии можно получить наиболее четкую картинку. На полностью открытой диафрагме объектив "мылит" сильнее (аберрации наиболее ярко выражены). По мере уменьшения относительного отверстия аберрации уменьшаются. Примерно начиная с диафрагмы f/11-f/13 происходит плавное падение контраста из-за дифракционных эффектов — идеальная "точка" размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (6-7 мкм для формата APS-C, см. также статью "Из жизни пчел или о макросъемке на природе и глубине резкости "). Поэтому дальнейшее уменьшение относительного отверстия (f/16 и более) обычно не целесообразно ("дифракционное размыливание" изображения хорошо заметно на диафрагме f/22 — см. рис. ниже).

Av Край кадра Центр кадра
4
5, 6
8
11
16
22

100%-ные кропы снимков, сделанных при различных значениях диафрагмы: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, фокусное f=24 мм; конвертирование из RAW с помощью Capture One (параметры по умолчанию). Наибольшая резкость по центру кадра достигается на диафрагме f/8, а приемлемое качество на краю кадра — только после f/11.

Как расшифровать полученные снимки? Оценить контрастность объектива можно визуально по черноте толстых линий (или букв) и четкост и их границ. Наиболее черные и четкие буквы и полоски при диафрагме f/8 (по центру кадра). При той же прикрытой до f/8 диафрагме (на два стопа!), разрешающая способность объектива на краю кадра все еще низкая — мелкие вертикальные полоски не различимы (в данном примере эти полоски соответствуют разрешению примерно 35 пар линий/мм). Если прикрыть диафрагму до f/11, то разрешение объектива на краю кадра становится лучше, но контрастность начинает падать из-за дифракции. Делаем вывод: наилучшая резкость для тестируемого экземпляра достигается в диапазоне f/8 — f/11, но качество картинки по углам оставляет желать лучшего даже на прикрытой диафрагме.

Дополнительно полученные снимки позволяют оценить виньетирование — затемнение на краю кадра по сравнению с центром (наиболее заметно при максимально открытой диафрагме f/4). А также дисторсию — в идеале ячейки миры должны быть прямоугольными по всему полю кадра, а окружности не должны искажаться в овалы.

Для зум-объективов резкость зависит не только от диафрагмы, но и от фокусного расстояния. Для определения наиболее резкого диапазона фокусных расстояний целесообразно сделать серию снимков на разных положениях зумирующего кольца.

f, мм Край кадра Центр кадра
24
35
50
70

100%-ные кропы снимков, сделанных при различных фокусных расстояниях на полностью открытой диафрагме: камера 300D, объектив EF 24-70 f/2.8 L, диафрагма f/2,8; конвертирование из RAW с помощью Capture One (параметры по умолчанию). Наилучшая резкость наблюдается для f=35 мм. На крайних положениях зума изображение мыльноватое (особенно на краю кадра) и заметна небольшая дисторсия.

На следующих фотографиях показано к чему может привести "мыло" объектива на практике. Как видно съемка на натуре подтверждает результаты тестов: объектив SIGMA 18-50 не блещет резкостью по углам кадра, даже на прикрытой до f/8 диафрагме.


SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC (цена 4700 руб.) CANON EF 24-70 f/2.8 L (цена 36000 руб.)

Сравнение резкости на краю кадра для различных объективов : камера 300D, f=50мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW


: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, f=50мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW. На краю кадра заметны весьма неприятные аберрации, как будто произошла "шевеленка", хотя на самом деле съемка велась со штатива в безветренную погоду (по центру кадра изображение резкое)

7

Тест на хроматические аберрации

Хроматические аберрации (ХА) наиболее ярко выражены у зум-объективов и отчетливо проявляются на сильно контрастирующих объектах, например, вокруг веток деревьев на фоне яркого неба. Это хроматические аберрации увеличения (в англ. литературе встречается термин "lateral chromatic aberration").

: камера 300D, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, f=18мм, диафрагма f/8; конвертирование из RAW с помощью Adobe Camera RAW. Как видно из рисунка цветную бахрому можно уменьшить (например, с помощью RAW-конвертора). Но при существенных аберрациях даже Photoshop не в силах справится с ХА полностью

Еще существуют хроматические аберрации положения (в англ. литературе встречается термин "longitudinal chromatic aberration"). Один из простых способов оценить их — это сделать макроснимок белого листа бумаги с черным текстом под углом.

Как видно зум-объектив EF 24-70 f/2.8 L (высокого класса!) имеет ощутимые хроматические аберрации положения: зеленого цвета за плоскостью фокусировки и красного цвета перед ней. Если цветные ореолы вокруг четких границ еще как-то можно попытаться "побороть" в графическом редакторе, то ХА в зоне нерезкости практически неподдаются "лечению" (разве что сделать изображение монохромным, например, черно-белым).

8

Тестирование защитного фильтра

Обычно после приобретения объектива для него покупается защитный фильтр: PROTECT или NEUTRAL. Также подойдет ультрафиолетовый UV (фактически для цифры выполняющий только защитную роль), SkyLight 1A или 1В (со слабым розоватым оттенком) или HAZE (против дымки). Назначение этих фильтров на цифре предохранять оптику от внешних механических и химических воздействий , то есть от всякого рода загрязнений: пыли, капель дождя, жирных пальцев, каменьев (и такое бывает!), смолы (которая внезапно падает с веток и которую можно оттереть только вместе с просветляющим напылением) и т.п.

: диаметр 58 мм, объектив SIGMA AF 18-50 f/3.5-5.6 DC, камера 300D, фокусное f=44 мм, диафрагма f/5,6 (максимальная для данного фокусного). Наихудший результат показал малоизвестный фильтр хорошо известной фирмы SONY (множественные отражения). Фильтры B+W и KENKO справились с задачей получше (B+W немного лучше — его "зайчик" менее яркий)

Для теста на блики подойдет затемненная комната и обычная настольная лампа . Направляем камеру так, чтобы источник света был по центру кадра — фильтр не должен давать ярких цветных ореолов вокруг лампы. Блики обычно проявляются при косых лучах (лампа под углом). Чем менее заметны отражения в этом положении лампы тем качественнее фильтр. Для полноты теста попробуйте направить камеру под различными углами к источнику света и на разных расстояниях.

Блики может давать и сам объектив. Поэтому поймав "зайчик" следует также сделать снимок без фильтра не меняя положения камеры (используйте штатив). Это даст возможность отличить где отражения от фильтра, а где от самого объектива.

Представленный тест позволяет выяснить насколько сильно блики зависят от фильтра и имеет ли смысл снимать "защиту", чтобы уменьшить отражения когда в кадре есть яркий свет, например, солнце.

На этом все. При походе за объективом в магазин не забудьте подзарядить аккумулятор камеры, взять штатив, тестовую шкалу, миру и скотч. А также составить краткий план тестирования (на основании вышеизложенного:-)). Лучше семь раз проверить до покупки, чем потом расстраиваться и обращаться в сервис.

9

Приложения

9.1. Как узнать дату изготовления объектива

На некоторых объективах Canon (обычно L-серии) пишут дату изготовления — в районе байонета есть код вида "US0207 ". Расшифровывается следующим образом:

  • "U " — код предприятия (U = Utsunomiya, Japan; F = Fukushima, Japan; O = Oita, Japan);
  • "S " — год изготовления (нумерация идет с 1960: A=1960, B=1961, C=1962, …, Z=1985, затем по второму кругу A=1986, B=1987 и т.д.):

    A = 1986, 1960
    B = 1987, 1961
    C = 1988, 1962
    D = 1989, 1963
    E = 1990, 1964
    F = 1991, 1965
    G = 1992, 1966
    H = 1993, 1967
    I = 1994, 1968
    J = 1995, 1969
    K = 1996, 1970
    L = 1997, 1971
    M = 1998, 1972
    N = 1999, 1973
    O = 2000, 1974
    P = 2001, 1975
    Q = 2002, 1976
    R = 2003, 1977
    S = 2004, 1978
    T = 2005, 1979
    U = 2006, 1980
    V = 2007, 1981
    W = 2008, 1982
    X = 2009, 1983
    Y = 2010, 1984
    Z = 2011, 1985

  • "02 " — месяц изготовления (февраль);
  • "07 " — последние две цифры ничего не значат.

Например, объектив EF 24 f/2.8 с кодом "US0207 " был изготовлен в феврале 2004 -го года (выпускается с ноября 1988), а объектив EF 24-70 f/2.8 L с кодом "UU0610" изготовлен в июне 2006-го (выпускается с ноября 2002-го).

9.2. Проверка объектива на "серость"

Как проверить "белый" объектив или "серый"? "Белый" значит официально завезенный в Россию, "серый" — не официально. С точки зрения качества оптики не важно "белый" объектив или "серый", главное чтобы не был "желтым" (с плохими стеклами).

Разница может обнаружиться при обращении в сервис для ремонта по гарантии . Обычно фирмы торгующие "серой" техникой выдают собственные гарантийные талоны, и соответственно для бесплатного ремонта вы должны отнести технику только им. Не факт, что они будут чинить эту технику в сертифицированном сервисном центре. И также никто не гарантирует, что эта фирма не закроется раньше, чем наступит гарантийный случай.

На "белую" технику выдается официальный гарантийный талон. Например, для Canon он выглядит следующим образом :

С таким талоном вы имеете право на бесплатный гарантийный ремонт в любом авторизированном сервисном центре Canon на территории СНГ (только в той стране СНГ, в которой данное изделие было приобретено! ). При заполнении талона обязательно проверьте наименование изделия, серийный номер, дату продажи, наименование торговой организации, её адрес, печать и подпись представителя торговой организации или продавца. Также проверьте правильность суммы на чеке. Не выбрасывайте упаковку (!) , если она занимает много места, сложите картонки. Упаковка может понадобиться при замене или возврате товара, а также при продаже, например, в комиссионном магазине (с упаковкой лучше берут!).

Если вы купили "серый" объектив не расстраивайтесь! Есть мнение, что в Россию очень часто сбагривают технику с небольшими дефектами, которая не прошла контроль для Европы или Америки — так что "серая" техника не факт что это плохо!

Покупка объектива для фотокамеры – это всегда целое событие. Именно от объектива зависит качество получаемых снимков. Он является тем глазом, с помощью которого фотоаппарат видит ту или иную сцену и определяет какая часть будет находиться в фокусе. Объектив формирует изображение, пропуская свет к матрице через систему линз.

Если объектив качественно не справляется со своей работой, то, в конечном счете, фотографию не спасет даже современная компьютерная обработка. Но проблема заключается в том, что объективы, как правило, сравнительно дороги. Далеко не каждый фотограф может приобрести новый объектив по вкусу, а уж тем более позволить себе целый набор объективов для разных условий съемки.

К счастью, всегда можно найти подходящий объектив на рынке «сэконд-хэнда». Б/у объектив по своим характеристикам может не проигрывать новому, зато обойдется Вам гораздо дешевле. Проблема заключается лишь в том, что покупка поддержанного объектива – это весьма сложное и ответственное дело, которое потребует от Вас определенных знаний. При выборе б/у объектива необходимо проявить особую осторожность и щепетильность, уделить внимание важным деталям, чтобы не попасть впросак. Итак, как же следует проверять б/у объектив при покупке?

Конечно, если Вы располагаете соответствующими денежными средствами, то легче и надежнее будет пойти в магазин и купить подходящий Вам объектив. Но даже в этом случае покупка поддержанного объектива является неплохой возможностью сэкономить лишние деньги. Если Вы решили остановиться на том или ином б/у объективе, то подразумевается, что Вы уже познакомились с полезной информацией в Интернете, начитались отзывов про объективы и определились с выбором конкретной модели.

Любой объектив представляет собой оптическую систему в виде одной или нескольких линз, с помощью которых на матрицу фотоаппарата проецируется изображение. Если Вы остановились на той или иной модели б/у объектива, значит, Вас устраивают такие его основополагающие параметры, как резкость, светосила, скорость фокусировки, вес и пр. Остается только одно – правильно выбрать б/у объектив у продавцов и проверить его работу, чтобы не возникло никаких проблем после покупки.

Механические повреждения

Итак, с чего начать выбор поддержанного объектива? Конечно же, с его тщательного осмотра на предмет наличия каких-либо механических повреждений. Возьмите объектив в руки и внимательно осмотрите его корпус – имеются ли на нем мелкие царапины, сколы, трещины или потертости? Тоже касается и внешней линзы объектива, которую нужно тщательно рассмотреть под разными углами. Увы, встречается немало недобросовестных продавцов, которые под видом практически нового, не часто использовавшегося объектива, могут предложить Вам совершенно вышедшую из строя вещь.

Хорошо известно, что любая фотографическая техника в процессе использования очень плохо переносит вибрацию. В этом смысле наиболее уязвимыми выглядят как раз линзы объектива, которые по тем или иным причинам могут просто сместиться или треснуть. Для внимательного осмотра объектива Вам потребуется хорошее освещение.

Внимательно проверяйте объектив на вкрапления, пузырьки и грибок

Лучше всего захватить с собой небольшой фонарик. Снимите с линз защитные крышки и посмотрите, нет ли пузырьков воздуха или каких либо вкраплений в стекле. Обратите внимание и на возможное присутствие грибка на линзах объектива. Это «заболевание» выглядит как тонкие ниточки у краев линзы. Повращайте в ручном режиме кольцо объектива, оно должны ходить плавно, без рывков и люфтов.

Если Вы обнаружите какие-либо дефекты при осмотре, стоит отказаться от покупки объектива. Качество снимков с использованием такого б/у объектива будет оставлять лучшего, и Ваша покупка станет просто тратой денег.

Проверка работы автофокуса

После осмотра б/у объектива на предмет механических повреждений необходимо ознакомиться с работой системы фокусировки и зума. Для этого рекомендуется сделать несколько пробных снимков в положении «бесконечность» для оценки общей резкости объектива. Оденьте объектив на Ваш фотоаппарат, сначала сделайте снимок близкого объекта, затем далекого, затем вновь близкого и так далее.

Фокусируясь на объектах, размещенных на различном расстоянии от камеры, Вы проверяете скорость и цепкость фокуса б/у объектива. Фокусирование должно осуществляться без рывков и заеданий. Обратите также внимание на звук привода автофокуса. При работе он должен быть одинаковым при каждом наведении на резкость, без лишнего жужжания, скрежета, хруста или других посторонних шумов.

Также необходимо проверить правильную работу переключателей на объективе. В частности, выбор автоматического и ручного режима, ограничение фокусировки и включение системы стабилизации изображения. Стоит протестировать и работу кольца зуммирования, которое должно вращаться плавно и без каких-либо особых усилий.

Бэк и фронт фокус

Важно проверить б/у объектив на наличие фронт фокуса и бэк фокуса, то есть дефекты фокусировки. При наличии фронт фокуса глубина резкости смещается немного вперед, перед предметом, на который была сделана фокусировка. Соответственно, при наличии бэк фокуса смещение глубины резкости происходит назад, за тот предмет, на который была произведена фокусировка.

Для того, чтобы проверить объектив на наличие подобного рода дефектов, Вам потребуется ноутбук, штатив и тестовая мишень, которую можно предварительно скачать дома и распечатать на обычном принтере. В качестве тестовой мишени может сгодиться и газета, в которой есть заголовок с отличным от общего текста шрифтом.

Последовательность Ваших действий следующая:

  • Установите фотокамеру на штативе под углом 45 градусов к мишени.
  • Выберите режим точечной автофокусировки по центру, точечный замер экспозиции по центру и режим приоритета диафрагмы.
  • Сделайте тестовые снимки на минимальном и максимальном фокусном расстоянии, наведя центральную точку фокусировки на черную линию мишени, расположенную прямо посередине.

Далее нужно внимательно рассмотреть полученные снимки на своем ноутбуке. ЖК-экран фотокамеры для этой цели не годится. Вы фокусировались на черной линии, расположенной посередине мишени, а значит, максимально резко должно выглядеть все то, что лежит в ее плоскости. Если фокус оказался за линией, то на лицо — бэк фокус. Если же зона резкости смещена вперед, то это фронт фокус. Таким образом, мы определяемся с тем, имеет ли данный б/у объектив какие-либо ошибки в фокусировке. Хотя наличие бэк и фронт фокуса не говорит о как таковом браке объектива, и они даже успешно «лечатся» в сервис центре, лучше все же остановиться на поддержанном объективе без подобных напастей.

Пример, для легкости понимания, что такое фронт и бэк-фокус

Вы решили сфотографировать аккумулятор и сфокусировали фотоаппарат на нем. При правильной фокусировке вы должны получить следующее:

Если вы получили изображение как на картинке ниже, то это классический вариант бэк-фокуса, фокусировались на аккумуляторе, а на самом деле в фокусе оказалось изображение за желаемой плоскостью фокусировки.

Соответственно фронт-фокус это когда вы фокусировались на аккумуляторе, а в итоге фокус оказался на предмете перед аккумулятором.

Это, наверное, главные рекомендации, касающиеся того как выбрать и проверить б/у объектив при покупке. С их помощью Вы сможете разоблачить недобросовестного продавца или выявить недостатки объектива, о которых сам продавец даже не подозревает. Если Вы удостоверитесь в том, что у выбранного Вами б/у объектива отсутствуют какие-либо дефекты, можно смело его покупать. Покупка качественного б/у объектива позволит Вам существенно расширить возможности Вашего фотоаппарата за вполне приемлемые деньги.

Один из частых вопросов на фотофорумах. Теме посвящено немало статей и руководств к действию. Я попробую описать алгоритм, который выработал, периодически покупая (и продавая) фототехнику и фотоаксессуары. Сразу хочу оговориться: процесс получился занудным, скрупулезным и небыстрым. Тому есть причина:

Фотография для меня – увлечение, приносящее немало радости. Но увлечение, прямо скажем, требующее и финансовых затрат. Тщательность проверки вызвана именно желанием получать радость, а не массу отрицательных эмоций из-за покупки «неустраивающего» объектива в лучшем случае, а в худшем – заведомо бракованного экземпляра, которых – поверьте - очень и очень немало как на барахолках, так и в магазинах.

Техническая сторона фотографии – немаловажная ее составляющая. Будьте готовы к тому, что покупать и продавать придется: и из-за поисков «своей» техники и просто в процессе «опробования» разного оборудования. Поэтому сразу посоветую: не выбрасывайте коробку и упаковку от купленного – пусть себе «живет» где-нибудь на антресолях: в этом случае и документы на покупку с гарантией не потеряете, они будут в коробке. Вопрос о преимуществах покупки нового или подержанного стоит отдельного рассмотрения, я не пришел к однозначному выводу

Сразу оговорюсь: проверить товар «окончательно и бесповоротно» невозможно. Никто не застрахован от того, что совершенно новый объектив сломается на следующий день после покупки, не говоря уже о подержанном. Мы говорим о том, как - по возможности – максимально постараться избежать отрицательных эмоций.

Для себя я вывел аксиому: без проверки покупать не стоит. Я не покупаю объективы в магазинах, где их нельзя проверить перед покупкой (если только у вас нет знакомого продавца, который согласится обменять объектив через день-два, если что не так) и отказываюсь от таких же «беспроверочных» подержанных вариантов.

Набор для проверки

Итак, что я беру с собой на проверку:

    Ноутбук. На мониторе фотоаппарата в принципе сложно рассмотреть что-либо, а у меня еще и зрение подкачало. Так что только с ноутбуком

    Увеличительное стекло

    Маленький светодиодный фонарик

    Чистящий карандаш LensPen

Теперь сам алгоритм:

Тщательно осмотрите и проверьте объектив прежде чем ставить объектив на камеру – а ведь хочется сделать именно это – покупаете же чтобы снимать! Удержитесь и проведите 5 минут, крутя объектив в руках. Что проверять?

Комплектность . Для нового: присутствие всего, что должно присутствовать (крышки, бленда и футляр (если предусмотрены), гарантийный талон. Для подержанного: насколько комплектность близка к магазинной. Не факт, что «магазинный» комплект будет гарантировать бережное обращение с техникой, может быть и обратное: объектив покупался профессионалом с целью дальнейшей перепродажи после активного использования, но и в этом случае – все равно – приятнее купить вещь в полном комплекте. Для меня комплектность (присутствие коробок, чеков и документов, даже старых) имеет значение еще и в качестве доказательства того, что объектив не краденый: вероятность кражи объектива с коробкой и документами значительно ниже.

Внешний вид . Резинки, потертости, целостность. Пыль. Царапины, потертости. Потрепанность бленды практически неизбежна, но – «потертость» а на вмятины и трещины. Байонет – потертый байонет единственный способ для неспециалиста определить «хорошо поработавший» экземпляр, особенно внимательно посмотрите на контактную группу, насколько на ней видны следы. Царапины на стеклах делают объектив практически неликвидным и его стоит покупать только если «уж очень хочется» или очень сладкая цена. Разговоры про «на качество не влияет» не слушайте: потертости и царапины на стеклах в контровом свете обязательно будут давать о себе знать. Если объектив под фильтром – обязательно снимите его при осмотре и проверке внешнего вида – у меня был случай, когда, сняв фильтр, я обнаружил царапину на передней линзе, которую не было видно с надетым фильтром. Используйте для осмотра увеличительное стекло, внимательно посмотрите на болтики на объективе – иногда по сорванным шлицам и царапинам можно понять, что объектив разбирался, а значит – ремонтировался. Повертите объектив в руках, не болтается ли внутри какая-то деталь?

Внешняя функциональность . Как надевается бленда, не сломаны ли направляющие. Возьмите с собой фильтр нужного размера, если объектив продается без фильтра – накрутите его и посмотрите, не сорвана ли резьба, не выправлялась ли внешняя сторона объектива. Проверьте, как ходят кольца фокусировки и зуммирования, как закрывается/открывается диафрагма (если это возможно). Как «демпфированы» кольца: не должны особо играть, а в L-ках так должны сидеть как влитые. Нет ли «затруднений» при вращении: зуммирование и наведение на резкость должно происходить без рывков и затруднений. Не разболтан ли «хобот» («выдвигающаяся» часть объектива).

Внутренний вид . Здесь пригодится фонарик. Некоторое количество пыли присутствует практически во всех объективах, оцените ее количество. Посмотрите на лепестки диафрагмы. Обратите внимание на пузырьки воздуха в стекле – лучше, чтобы их не было. Особое внимание обратите на возможное присутствие грибка на линзах (как правило похож на тонкие ниточки у края линзы) – это «заболевание» не лечится, а только может «заразить» другие Ваши объективы.

Теперь можно приступать и к проверке на фотоаппарате.

Первое: как объектив «сидит» на фотоаппарате – нет ли разболтанности и люфта в районе байонета.

Фокусировка . В ручном режиме фокуса – работает ли подтверждение фокусировки. Сделайте несколько снимков в положении «бесконечность», чтобы оценить общую резкость объектива (не забывайте, чтобы выдержка исключала возможность «смаза»). Проверка работы автофокуса: делаете снимок близкого объекта, следующий – далекого, опять близкого… Это казалось бы бессмысленное упражнение позволяет оценить скорость и цепкость фокуса конкретного объектива на вашем фотоаппарате, а меня уберегло однажды от покупки объектива со скрытой неисправностью: задумал я поменять фишай Зенитар на автофокусную Sigma 15/2.8 fisheye, нашел подходящий вариант, но в процессе проверки выяснилось, что объектив на 20-м – 25м кадре просто «подвешивает» мой фотоаппарат. Камера переставала реагировать на любые манипуляции, вылечивалась выключением/включением еще кадров на 20. Во всем остальном Sigma была «в идеале».

Отсутствие фронт/бек фокуса. Это, вероятно, наиболее часто обсуждаемая проблема, можно легко найти десятки разнообразных способов проверки. Я отказался от использования таблиц. Действенный для меня способ – «проверка на 3 батарейках» (можно еще использовать 3 зажигалки). На горизонтальной поверхности по диагонали выставьте 3 батарейки с расстоянием между ними в 1 см. Фокусировка по центральной точке, фокус – на центральной батарейке, несколько снимков на разных фокусных с разными диафрагмами на каждом. Обязательно – на максимально открытой диафрагме. (Помните о выдержке, чтобы не было «шевеленки»). При просмотре проверьте, насколько фокус попал на центральную батарейку. Для проверки я использую программу ZoomBrowser EX от Canon, которая идет в комплекте с фотоаппаратом. В ней есть очень удобная функция размещения до 4х фотографий на одном экране с указанием точки фокусировки и возможностью масштабирования каждого из снимков.

Общая резкость. В идеале нужна пресловутая кирпичная стена. Чаще ее нет – ищите кадр с множеством деталей, подойдет обычная газета. Строго перпендикулярно поверхности снимаемого (пусть будет газета, хорошо?) делаете 3 снимка: на полностью открытой диафрагме, на 8ке и 16. Можно повторить серию, чтобы исключить возможную ошибку, если не получилось снимать перпендикулярно мишени/газете. Смотрите на кадр с точки зрения резкости в центре и по углам кадра. Края могут быть «мыльноваты» даже на закрытых диафрагмах – тут уж вам решать, устраивает вас это или нет, но резкость по углам должна быть равномерна – одинакова справа слева и по диагонали. Если нет – объектив имеет децетровку элементов, это брак.

Вот, наверное, и все. Написанное – не «помощь» в разоблачении злых козней и попыток всучить вам заведомо недоброкачественный экземпляр (хотя и это встречается). Часто продавец и сам не знает о каких-то недостатках или на его фотоаппарате объектив ведет себя «правильно», такое тоже бывает. Все сказанное относится и к новым товарам. К сожалению, существующий уровень сервиса не позволяет отмахнуться от тщательной проверки объектива в магазине, чтобы избежать впоследствии общения с сервис-центрами и в результате остаться с недоброкачественным товаром. Не существует «идеального» объектива, но: объектив должен быть исправен механически, не разболтан и не греметь, не иметь внешних повреждений и царапанных линз, фокусироваться там, куда вы ему указываете, быть резким на закрытых (5.6 – 8) диафрагмах по центру и «достаточно» и равномерно резким по краям кадра на диафрагмах 8 -16. Отклонения от указанного оставим на совести продавцов с аргументами «А что Вы хотели от…. (здесь вставляем по ситуации)».

Тщательная проверка отнимает время. Многие в качестве альтернативы предлагают «мани-бэк» на пару дней. Я противник этой практики и с точки зрения продавца, и с точки зрения покупателя. Тщательно проверив объектив (и отняв время у продавца) я принимаю решение о его покупке и несу за это решение ответственность. Аналогично, продавая объектив, я беру с собой и ноутбук, и увеличительное стекло, и фонарь, чтобы покупатель мог проверить товар, но без возможности возврата впоследствии - я же не знаю, как с объективом будут обращаться. Тьфу-тьфу, ни разу не было такого, чтобы я пожалел о том, что не договорился о возврате, и покупатели не жаловались на купленный у меня объектив. Наверное, просто статистика еще невелика… :)

А уж увлеченные фотографией люди всегда найдут, о чем поговорить в течение полу-часа, пока один из них будет проверять объектив, так?

Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Ваш фотоаппарат – сложный механизм, состоящий из микросхем и технических узлов. Но, читатели, чтобы понимать, как с ним работать, хотя бы общее его устройство нужно знать.

Есть еще одна важная причина необходимости более полной информации о собственной камере – это возможность проверить ее функции и состояние в магазине, непосредственно перед покупкой.

Напоминаю, что в одной из статей мы уже занимались , но те советы касались в целом всего фотоаппарата. Давайте еще раз повторим, на какие важные аспекты работы техники стоит обратить внимание. Это:

  • Внешний вид (без царапин, пятен и т.д.);
  • Корректная работа всех автоматических и ручных настроек;
  • Точность и исправность фокусировки;
  • Количество “битых” пикселей.

Сегодня будет представлен более конкретный разбор: как проверить объектив перед покупкой.

Первичный осмотр

Взяв объектив в руки, внимательно посмотрите на него с разных сторон. Нет ли царапин, потертостей? Клеммы могут многое рассказать о том, использовался ли объектив когда-либо.

Даже на новенькой оптике может быть пара царапинок – нестрашно. А вот целая дорожка из них считается четким показателем постоянных манипуляций с фотоаппаратом и объективом.

Вмятины и трещины свидетельствуют о том, что объектив роняли или сильно ударяли по нему. Даже активная тряска очень негативно сказывается на внутренних настройках. Дополнительно проверьте винты и крепления: деформации там появляются на тех экземплярах, которые уже побывали в ремонте.

Теперь обратите внимание на стекло. Под определенным углом к свету на нем (и за ним, внутри объектива) можно заметить ворсинки и пузырьки. Допускается малое их количество на технике. Маленькие царапины на передней линзе невредны для фотографии, в отличие от задней, которая ближе всего к матрице или пленке.

Внутри оптики всегда будет присутствовать пыль, защититься от нее полностью невозможно — так что не расстраивайтесь!

Настоятельно рекомендую не только окинуть взглядом ваше приобретение, но и активно все покрутить: все кольца должны хорошо вращаться, плавно, но не слишком свободно. И байонет на объективе (плюс внешняя вспышка и светофильтры), и объектив на камере должны крепиться на совесть.

Состояние электроники

Сюда относится проверка всех функций камеры. И чтобы это было проще и нагляднее сделать, сфотографируйте что-нибудь с разными настройками. Просмотрите меню, все режимы, включая ручной. В магазине не стоит стесняться спрашивать что-либо у консультанта и осуществлять самостоятельную проверку. Важно оценить качество работы:

  1. (ББ) и цветопередачи.

Эти основные показатели должны работать соответственно своему назначению. Так, диафрагменные лепестки должны открывать или закрывать отверстие объектива в зависимости от выставленного значения и влиять на видимость объектов в кадре.

Выдержка должна уметь замораживать движение и предметы в кадре, делая их резкими и четкими, или же размывать. Повышение или понижение ИСО должно оказывать влияние на освещенность кадра, а ББ правильно передавать цвета и оттенки реальности.

Тестирование фокусировки

Несомненно, фокусировка играет не последнюю роль в создании картинки высокого уровня. Фокусировка позволяет выделить нужный объект и сделать его максимально четким, при этом остальное может быть размытым и являться лишь фоном. И она должна работать правильно: именно та точка, область, куда попадает фокус, и должна быть в резкости, отчетливой и с различимыми деталями.

Можно говорить о двух типах смещенного фокуса, которые встречаются у фотоаппаратов. Бэк-фокус обозначает задний фокус, а фронт – передний. Следовательно, при наведении точки фокусировки на предмет, эта точка (или область) смещается и оказывается позади или спереди, но не на самом объекте. А раз изменился фокус, значит, стала совершенно иной глубина резкости.

Чтобы проверить этот параметр, нужно навести камеру на , имеющую шкалу. И сфотографировать ее на открытой диафрагме, стабилизатор выключен, а фотоаппарат ставится на штатив. Для точности оценки изображение лучше изучить в увеличенном масштабе на компьютере.

Различным объективам свойственны свои, большие или меньшие, погрешности фокуса. По шкале вы должны оценить, насколько делений объектив не попал в нужную точку.
Если в реальной съемке объект находится далеко, то иногда идеально точно сфокусироваться на него просто невозможно. И возникает, например, передний фокус, тогда главный герой фотографии становится если и не размытым, то не вполне четким при скрупулезном рассматривании.

В принципе, это нельзя назвать ошибкой, но бывают случаи более печальные, с серьезными отклонениями от нормы. Поэтому и авто, и ручной режим объектива на бэк (фронт) фокус проверяйте обязательно.

“Болезни” объектива

Объективы несовершенны. И в силу того что они не могут сравниться с устройством человеческого глаза, то обладают некими проблемами в восприятии. Чаще всего говорят о двух видах аберрации:

  • геометрические;
  • цветовые искажения на изображении.

В первом варианте прямые линии на итоговом кадре могут получиться вогнутыми и выпуклыми, что особенно характерно широкоугольным объективам.

В другом виде цвета подвергаются таким изменениям, что появляются некие сине-фиолетовые ореолы вокруг объектов с высоким контрастом.

Иногда дополнительно появляется эффект виньетирования, когда края кадра кажутся слегка затемненными. В силу слишком закрытой диафрагмы, на углы фотографии света попадает мало, отсюда эти участки будут темными по сравнению с остальными.

Проверить ”болезни” довольно просто. Не нужно искать какие-то специальные изображения, на обычных снимках все будет хорошо видно. Сфотографируйте здания, удаленные на определенное расстояние от вас. Вы заметите, что их стены не являются идеальными прямыми.

Чтобы посмотреть хроматические аберрации, достаточно сделать кадр чего-либо на фоне яркого неба или другого источника света. Приблизите кадр и увидите цветное свечение объекта, которого на самом деле нет, оно лишь на фото.

Отдельная история касается ситуации, когда объектив покупается с рук, то есть б/у. Здесь все описанные пункты также обязательны к выполнению, проверка должна быть еще более тщательной, чтобы избежать в будущем неприятных сюрпризов. При этом придираться все же нужно в меру, ведь вы прекрасно понимаете, что оптикой уже пользовались, возможно, не один месяц и даже год.

Серьезную помощь в защите вашего объектива от пыли, грязи, царапин и попадания большого количества солнечных лучей вам окажет специальный фильтр. Я лично почти сразу после покупки приобрел УФ-фильтр и не жалею. Он прозрачный, на цвета изображения никак не влияет, абсолютно не мешает. С ним моя оптика чувствует себя прекрасно и всегда чистенькая.

Продолжая данную тему, хочу вам посоветовать, отличный курс, который зарекомендовал себя среди фотографов. Он специально предназначен для новичков, для тех, кто только начинает осваивать основы фотографии. В нем собраны практические советы по настройке и использования зеркальной фототехники. Называется он «Моя первая ЗЕРКАЛКА ».

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев зеркального фотоаппарата CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев зеркального фотоаппарата NIKON.

На этом говорю, до свидания. Всем пока! Заходите на мой блог, подписывайтесь и скоро вас ожидают новые интересные статьи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Оптика – это главный инструмент, предмет интереса и чуть ли не фетиш профессиональных фотографов. Именно объектив фотоаппарата определяет художественную ценность кадра, а вовсе не камера, которая на сленге не случайно иронично называется «тушкой». Как правило, объективы покупаются чаще и в больших количествах, при этом стоят они не дешевле, а порой даже на порядок дороже камеры без объектива. И если не проверить объектив при покупке, можно приобрести большие неприятности вместо качественной оптики.

Покупка и продажа фотообъективов – большой рынок со своей спецификой. Одно дело чисто формально проверить новый объектив при покупке в магазине, где вся продукция упакована и сопровождена гарантией. И совсем иначе обстоят дела при покупке б/у объектива. При покупке объектива с рук проверять товар нужно очень тщательно, зная все тонкости его устройства, чтобы вовремя заметить неявные дефекты. Бояться подержанной оптики не стоит, ведь она позволяет сэкономить и зачастую не уступает новым объективам, особенно если прежний владелец обращался бережно. Нужно просто протестировать объектив при покупке и убедиться в его полной исправности.

Зачем проверять объектив? На что обращать внимание при покупке объектива?
Решение купить объектив для фотоаппарата – признак профессионального роста. Это значит, что вы уже полностью освоили возможности простого китового объектива, то есть идущего в комплекте с фотоаппаратом, и хотите большего. Что ж, вы на правильном пути: покупка нового объектива раскроет новые творческие возможности, а при условии правильного выбора еще и повысит качество снимков. Не вдаваясь в физические параметры фотооптики и не погружаясь в рассуждения о таких вечных вопросах как светосила и фокусное расстояние, обратите внимание на такие правила выбора объектива:

  • Объектив пропускает через себя свет. Прежде чем попасть на чувствительную матрицу фотокамеры, луч света проходит через одну или несколько линз, преломляется и искажается. Царапины, а тем более трещины на линзах, даже микроскопические, неизбежно отразятся на качестве снимков, сделанных поврежденным объективом. К сожалению, именно линзы чаще всего страдают от ударов, падений и тряски объектива.
  • Корпус объектива защищает систему линз от внешних повреждений и обеспечивает взаимодействие объектива с камерой (крепление на байонет, автоматическая или ручная настойка и т.п.). Чем сложнее объектив – тем больше мелких деталей он содержит. Не зная, как должен выглядеть объектив той или иной модели, можно запросто упустить из вида отсутствие важного элемента.
  • Дефекты фокусировки – самая распространенная проблема подержанных и даже некоторых новых объективов. Она заключается в смещении реального фокуса ближе (фронт фокус) или дальше (бэк фокус) фотографируемого объекта. Такое смещение глубины резкости возникает при конфликте конкретного объектива с конкретной тушкой, поэтому не может считаться в полной мере браком. По крайней мере, бывший владелец мог без проблем пользоваться данным объективом на своей камере, а при стыковке с вашим фотоаппаратом обнаружился дефект.
И смещение фокуса, и другие некритичные дефекты можно откорректировать, но, в любом случае вы имеете право знать, что покупаете. Чтобы не приобрести кота в мешке, обязательно проверяйте объективы перед покупкой даже у надежного продавца. Причем если проверка объектива на предмет внешних повреждений выполняется относительно просто, то внутренние механические отклонения выявляются при непосредственном тестировании объектива.

Б/у фототехника. Как проверить объектив при покупке с рук?
Тестирование объектива при покупке – ваше законное право как покупателя. Отказ продавца предоставить вам такую возможность должен насторожить и заставить предусмотрительно отказаться от подозрительной сделки. Если же прежний владелец объектива адекватно отреагировал на ваше желание проверить объектив при покупке, непременно проделайте следующее:

  1. Возьмите объектив и покрутите его в руках, снимите защитный крышки с линз. Ищите все, даже малейшие царапины и сколы пластика. Обратите особое внимание на внешний вид наружной линзы, на которой могут быть малозаметные невооруженным глазом тонкие царапины.
  2. Осматривайте объектив при хорошем освещении, а для визуальной проверки линз воспользуйтесь фонариком. Тонкие ниточки по краям линзы – это не пушинки и не ворс от салфетки, а колонии грибка, что заводятся в старой оптике, которая редко используется и хранится в ненадлежащих условиях.
  3. Потертость пластмассы снаружи объектива может и не влиять на его рабочие качества, но позволит вам немного поторговаться о цене. Что касается линз, то нельзя закрывать глаза на их плачевное состояние даже при условии соблазнительной скидки на объектив. В конце концов, зачем вам дешевая, но нерабочая вещь?
  4. Следующий этап проверки касается механики объектива. Переведите его в ручной режим и попробуйте вращать регулировочные кольца. Прислушайтесь к своим ощущениям: части объектива должны проворачиваться плавно, без рывков и торможений, без специальных усилий с вашей стороны.
  5. Если при первичном осмотре состояние объектива вас устраивает, переходите к тестированию в рабочем режиме. Наденьте объектив на свою камеру, то есть именно на ту, с которой будете его использовать. Установите фокусировку в режим «Бесконечность» и сделайте несколько снимков попеременно дальнего и близкого объекта.
  6. Описанная процедура даст возможность оценить сразу несколько свойств б/у объектива. Во-первых, скорость фокусировки. Во-вторых, отсутствие хруста и/или скрипа во время настройки фокуса. В-третьих, работу переключателей ручного и автоматического режима, стабилизации, приближения и всех остальных.
  7. Для проверки смещения глубины резкости вам понадобится штатив, компьютер и тестовая мишень (газета со сплошным текстом или аналогичный объект, в середине которого нарисована черная точка). Установите камеру с тестируемым объективом на штатив и настройте ее в ручном режиме приоритета диафрагмы на точечную фокусировку по центру кадра и замер экспозиции по этой же области. Наведите точку фокусировки объектива на черную точку на газете и сделайте несколько снимков при разном фокусном расстоянии (минимальном и максимальном).
  8. Для проверки результата слейте снимки на ноутбук или хотя бы планшет, чей экран намного больше монитора камеры. Если объектив исправен, линия в плоскости черной точки будет резкой. Если резкость сместилась за или перед этой плоскостью, объектив страдает бэк или фронт фокусом соответственно.
  9. Бэк и фронт фокус «лечатся» юстировкой объектива – эта несложная операция выполняется в любом сервисном центре по обслуживанию фототехники. И только вам решать, хотите ли вы приобретать эти хлопоты за свои же деньги.
Изложенные выше процедуры универсальны, с их помощью можно протестировать перед покупкой любой объектив, фиксированный или с зумом, предназначенный вами для съемки на пленку или для цифровой камеры. С той лишь разницей, что аналоговые фотоаппараты требуют больше времени для оценки результата проверки.

Как правильно проверить новый объектив при покупке в магазине?
Покупка нового объектива, по идее, должна избавлять от сложностей: ни разу не использовавшаяся оптика в заводской упаковке априори находится в идеальном состоянии. Так и должно быть, но практика показывает, что даже при покупке в магазине проверка объектива не помешает:

  1. Перед осмотром самого объектива, обратите внимание на внешний вид коробки. Она должна быть целой, без вмятин, без признаков вскрытия. Мятая коробка говорит о том, что ее хранили на складе как попало, а значит, не исключены падения и повреждения объектива внутри нее.
  2. Откройте коробку и достаньте сначала паспорт продукта, затем инструкцию, а уж потом весь комплект оборудования. Сравните перечень деталей, указанный в документах, с фактическим наличием комплектующих.
  3. Рассмотрите объектив – он должен выглядеть как новый и не вызывать ни малейших сомнений в своей новизне. Все уплотнительные резинки, блокираторы, рычаги – в идеальном состоянии. Кольца фокусировки вращаются легко и плавно, без помех.
  4. Снимите защитные крышки с линз и рассмотрите стекла. Скорее всего, пыли и грибка в новом объективе не обнаружится, но может быть заводской брак: пузырьки воздуха или другие вкрапления в стекле.
  5. Установите объектив на свою камеру и сделайте несколько снимков в тестовых режимах для проверки работы зума (для объективов с переменным фокусным расстоянием), диафрагмы, автоматической и ручной фокусировки, стабилизации, а также на предмет бэк и фронт фокуса, как описано в предыдущем разделе.
После всех проверок можно быть более-менее уверенным в качестве объектива и смело отправляться на кассу или расплачиваться с частным продавцом. Не забывайте, что никто не может заставить вас купить неисправный объектив, если вы выявили его неполадки или просто засомневались в честности торговца. Проверка и тестирование объектива при покупке защитит вас от мошенников и опрометчивых трат, сведет к минимуму возможность возникновения проблем после покупки. Удачных приобретений и творческих побед!

Последние материалы раздела:

HTML: основы для начинающих Учим язык html с нуля
HTML: основы для начинающих Учим язык html с нуля

Я решил уделить больше внимания новичкам, желающим приобрести знания в области сайтостроения. На это меня подтолкнула моя преподавательница,...

Личный кабинет Biglion (Биглион)
Личный кабинет Biglion (Биглион)

Биглион – сервис для экономного шопинга. Он предоставляет миллионам пользователей купоны и дисконты в размере 50-90% на приобретение самых...

Как установить Camtasia Studio?
Как установить Camtasia Studio?

Программой Camtasia Studio 8 можно воспользоваться для записи видео рабочего стола. Программа располагает огромным функционалом, позволяющим...